Бравый майор КГБ (Петр Федоров) прибывает в Свердловскую область для выяснения обстоятельств загадочной гибели девяти туристов, отправившихся в поход. Расследование включает проверку всех возможных гипотез, начиная от инопланетного вмешательства и заканчивая нападением религиозных фанатиков манси. Параллельно рассказывается история путешествия этой самой группы, включающая захватывающие приключения, возникающие разногласия, дружбу, товарищество и любовь.
Одна из последних фотографий членов тургруппы, погибшей на севере
Свердловской области в начале 1959 года.
Автор идеи и сценарист Илья Куликов очень точно прочувствовал современную
тенденцию телесериалов развивать драматургию и раскрывать персонажей через
события прошлого. По невероятному совпадению «Перевал Дятлова» пугающе сильно
перекликается с недавними «Призраки усадьбы Блай» от Netflix. В обоих шоу
сквозной линией проходит мысль, что смерть человека ещё не значит безвозвратное
увядание. Показывая флешбэк за флешбэком, Куликов размышляет на тему памяти и
неспособности отпустить произошедшее. Действительно, изображенная эпоха – 1959
год – такова, что куда ни пойди, каждый второй встречный будет бывшим военным с
посттравматическим расстройством. Вот только война давно закончилась, товарищи
погибли, фрицы побеждены, а призраки (не так важно, настоящие они или
метафизические) продолжают преследовать героев и предопределять их поступки.
Копание в прошлом и построение множества ложных тропов позволило
Илье Куликову не задерживаться исключительно на горном антураже и показать в
сериале большой спектр событий и территорий: от нехарактерных для жанра
мастерски снятых экшн-сцен сражения с «Третьим рейхом» до обращения к мифологии
малых народов. Если последнего так не хватает современному отечественному
кинематографу, и божества манси хорошо вписываются в историю, то военные
действия способны оставить зрителя в недоумении. Они не столь важны для сюжета и
обескураживающе фантасмагоричны (прозорливые немцы пытаются и зомби воскрешать,
и секрет бессмертия выучили). Объяснить столь сильную тягу сценаристов к экшену,
кроме как попыткой разнообразить действие и не терять динамику, довольно сложно.
Авторы разделили сериал на две стилистически разные половины.
Нечетные серии представляют собой детективное расследование. Эта часть полна
сюрреализма, снята на плёнку, из-за чего изображение выглядит навязчиво
зернисто-акварельным. Хочется предъявить создателям лишь упрек в некоторой
подмене понятий: обещанного в аннотации нуара в СССР быть-то и не могло, а
Федоров изображает абсолютно сказочного персонажа. Доблестный товарищ
рыцарь-КГБшник – никакой не частный детектив, а самый настоящий агент Купер,
которого зачем-то лишили кофе и вишнёвого пирога, но по которому современная
киноиндустрия давно уже истосковалась.
Во второй, чёрно-белой, части сериала, авторы изображают нечто
среднее между «Июльским дождем» и «Неотправленным письмом», взывая к
ностальгическим чувствам поклонников советского кинематографа, при этом
попытавшись максимально сохранить историческую достоверность событий. Это, к
сожалению, ожидаемо окончилось совершеннейшей несуразностью драматургии. За
четыре часа черно-белого хронометража большинство героев группы так и останутся
нераскрытыми, любовные линии вряд ли вызовут сопереживание. Четные серии
останутся лишь неторопливым и романтизированным роуд-муви во впечатляющих
снежно-горных декорациях, где у героев всегда найдутся силы членораздельно
говорить литературными речами, а тоненькие шапочки обязательно согреют в самую
сильную вьюгу.
И все-таки, несмотря на порой проседающую драматургию и
кажущуюся неуместность части сцен, относить шоу к третьесортным продуктам совсем
не хочется. И дело тут не только в качественном техническом исполнении, обилии
шуток и оставленной на суд публики свободе интерпретации части событий. В своем
скрипте сценаристы выходят за рамки сюжета и, очевидно, обращаются к зрителям
напрямую: пусть прошлое важно и предопределило настоящее, но его нам всем,
возможно, уже стоит отпустить.
30
.11.2020 | Павел Гребнев (filmz.ru)