Новые сериалы: «Перевал Дятлова»


 

   Бравый майор КГБ (Петр Федоров) прибывает в Свердловскую область для выяснения обстоятельств загадочной гибели девяти туристов, отправившихся в поход. Расследование включает проверку всех возможных гипотез, начиная от инопланетного вмешательства и заканчивая нападением религиозных фанатиков манси. Параллельно рассказывается история путешествия этой самой группы, включающая захватывающие приключения, возникающие разногласия, дружбу, товарищество и любовь.

 



   Одна из последних фотографий членов тургруппы, погибшей на севере Свердловской области в начале 1959 года.
Автор идеи и сценарист Илья Куликов очень точно прочувствовал современную тенденцию телесериалов развивать драматургию и раскрывать персонажей через события прошлого. По невероятному совпадению «Перевал Дятлова» пугающе сильно перекликается с недавними «Призраки усадьбы Блай» от Netflix. В обоих шоу сквозной линией проходит мысль, что смерть человека ещё не значит безвозвратное увядание. Показывая флешбэк за флешбэком, Куликов размышляет на тему памяти и неспособности отпустить произошедшее. Действительно, изображенная эпоха – 1959 год – такова, что куда ни пойди, каждый второй встречный будет бывшим военным с посттравматическим расстройством. Вот только война давно закончилась, товарищи погибли, фрицы побеждены, а призраки (не так важно, настоящие они или метафизические) продолжают преследовать героев и предопределять их поступки.

 



   Копание в прошлом и построение множества ложных тропов позволило Илье Куликову не задерживаться исключительно на горном антураже и показать в сериале большой спектр событий и территорий: от нехарактерных для жанра мастерски снятых экшн-сцен сражения с «Третьим рейхом» до обращения к мифологии малых народов. Если последнего так не хватает современному отечественному кинематографу, и божества манси хорошо вписываются в историю, то военные действия способны оставить зрителя в недоумении. Они не столь важны для сюжета и обескураживающе фантасмагоричны (прозорливые немцы пытаются и зомби воскрешать, и секрет бессмертия выучили). Объяснить столь сильную тягу сценаристов к экшену, кроме как попыткой разнообразить действие и не терять динамику, довольно сложно.

 



   Авторы разделили сериал на две стилистически разные половины. Нечетные серии представляют собой детективное расследование. Эта часть полна сюрреализма, снята на плёнку, из-за чего изображение выглядит навязчиво зернисто-акварельным. Хочется предъявить создателям лишь упрек в некоторой подмене понятий: обещанного в аннотации нуара в СССР быть-то и не могло, а Федоров изображает абсолютно сказочного персонажа. Доблестный товарищ рыцарь-КГБшник – никакой не частный детектив, а самый настоящий агент Купер, которого зачем-то лишили кофе и вишнёвого пирога, но по которому современная киноиндустрия давно уже истосковалась.

 



   Во второй, чёрно-белой, части сериала, авторы изображают нечто среднее между «Июльским дождем» и «Неотправленным письмом», взывая к ностальгическим чувствам поклонников советского кинематографа, при этом попытавшись максимально сохранить историческую достоверность событий. Это, к сожалению, ожидаемо окончилось совершеннейшей несуразностью драматургии. За четыре часа черно-белого хронометража большинство героев группы так и останутся нераскрытыми, любовные линии вряд ли вызовут сопереживание. Четные серии останутся лишь неторопливым и романтизированным роуд-муви во впечатляющих снежно-горных декорациях, где у героев всегда найдутся силы членораздельно говорить литературными речами, а тоненькие шапочки обязательно согреют в самую сильную вьюгу.


     И все-таки, несмотря на порой проседающую драматургию и кажущуюся неуместность части сцен, относить шоу к третьесортным продуктам совсем не хочется. И дело тут не только в качественном техническом исполнении, обилии шуток и оставленной на суд публики свободе интерпретации части событий. В своем скрипте сценаристы выходят за рамки сюжета и, очевидно, обращаются к зрителям напрямую: пусть прошлое важно и предопределило настоящее, но его нам всем, возможно, уже стоит отпустить.

30.11.2020 |