Ширли (2020)


Похожие фильмы:
   Одесса (2018)      С чистого листа (2016)      Призраки дома на холме (2018)      Любовь и дружба (2016)      Ярость (2014)      Хорошо быть тихоней (2012)  


Ширли (2020)

0

  В поисках вдохновения для написания очередного хоррор-шедевра Ширли Джексон приглашает пожить в свои особняк молодую пару, которая оказывается втянута в сложную и опасную игру-манипуляцию на грани жизни и смерти.

 Молодая пара, в которой парень Фред сбежал от родителей, не одобрявших его брак с Роуз, сбегает. Семья находит временное пристанище в доме преподавателя Фреда, чьей женой, в свою очередь, оказывается классиком американской литературы, преступно малоизвестным в России, - Ширли Джексон. По признанию Стивена Кинга роман Ширли «Призрак дома на холме» является важнейшим произведением американской литературы ужасов двадцатого века. Литературное направление, в котором работает Ширли, вполне соответствуют её внутреннему миру: в доме писательницы и её мужа - преподавателя университета и литературного критика - «они как в Шотландской пьесе - на грани безумия».

А с приездом молодой пары конфликт, витающий в воздухе, только усугубляется.

Режиссёр «Ширли» Жозефин Декер потрясающе умело работает с жанрами, мнимо используемыми в картине. При желании можно разглядеть жанровые тропы и байопика, и драмы, и триллера, и даже детектива, но «Ширли» всё равно остаётся проектом сугубо авторским: от названных выше жанров тут и правда только формальные приёмы, их сути Декер не следует. Зато, далеко уже не впервой для художественного кино, пускается с головой в омут парадоксов творчества, противоречий художественной действительности и реальности, подсознательной образности каждого автора. И, с одной стороны, в одну реку дважды не заходят, а с другой, если уж опять затрагивать вечные для искусства темы, будь обязан хотя бы выйти из этого бездонного океана смыслов, наконец, в другом месте, или выплыть как-то по-иному. Получилось ли это сделать у Жозефин Декер в своём новом фильме, основанном на биографии известной американской писательницы?

Да, ничего таить, получилось. Чтобы объяснить, как и куда режиссёрка выплывает и к чему приходит в итоге, нужно уделить немного внимания детективной линии фильма, которая как раз и зиждется на сходстве-несовпадении художественной реальности, создаваемой Ширли в новой повести, основанной на исчезновении студентки университета, где учится молодая пара, и реальной жизни, в которой как раз эта студентка и пропала по-настоящему. И линия расследования проходит не в реальности, а в голове у писательницы: никаких объективных выводов о судьбе девушки не получается, ведь поиск этих выводов Ширли - не более чем образное представление в голове, мрачный карнавал мыслей и идей, проступающий перед зрителем в моменты приступов героини. Этот явно экспрессионистский приём оживляет повествование и придаёт ему больше динамики, а также неплохо справляется с погружением зрителя в психоз Ширли.

Режиссура Декер соответствует истории, которую она рассказывает: главное же достоинство этой режиссуры - тонко и точно выдержанный ритм: не быстрый и не медленный, он задаёт восприятие фильма наравне с операторской работой, исполненной тоже на славу. Стурла Брандт Грёвлен мастерски управляется с камерой, фиксирую события почти сновидчески, что ещё раз даёт зрителю усомниться в своём положении относительно грани безумия, упомянутой Стэнли - мужем Ширли в первой сцене совместного обеда двух семей.

Говоря об актерских работах, кончено, хотелось бы сначала отметить главную звезду - Элизабет Мосс, воплотившую на экране образ на первый взгляд эксцентричной и самовлюблённой, подверженной паническим атакам, приступам и видениям, страдающей и заставляющей страдать писательницы. Побороться с ней за звание главного актёрского бенефиса фильма может только Майкл Стулбарг, играющий её мужа. Сначала может показаться, что он просто повторяет свой образ из «Назови меня своим именем», однако это впечатление быстро улетучивается, когда в характере Стэнли начинают проявляться демонические нотки. На фоне Ширли и Стэнли молодая чета немного теряется. И, хотя и Одесса Янг, и Логан Лерман - оба справляются с ролями отлично, по сценарию они лишены такого количества по-настоящему сильных сцен, кроме одной - крупный план Одессы Янг в машине в финале - сцена, в которую заложен один из основных идейных твистов фильма. Главным же поворотом является интереснейший вывод о сущности помешательства и страданий Ширли - и это как раз то, как именно выплывает Жозефин Декер из исследования классических проблем творца: искусство не значит ничего, оно является только отражением личности автора, но и фильм-то в итоге совсем не об искусстве, а о людях и чувствах. О том, как важна честность в отношениях, о поддержке, о любви - и о том, что с человеком может произойти при отсутствии выше названных факторов в его жизни.

Вторая половина двадцатого века показала, что мастерство режиссёра состоит в том, чтобы вывёртывать затёртые штампы на новый лад, а именно это и получилось у Жозефин Декер в «Ширли» отлично.

------
Ширли Джексон - писательница, известная в Америке, но не очень известная в России. Самым значимым её произведением является роман «Призрак дома на холме», который был неоднократно экранизирован. Настало время пролить свет на биографию писательницы, хотя есть ли в этом смысл? Медленная драма основана на нескольких месяцев из жизни писательницы и, такое чувство, совершенно не нужна: люди, незнакомые с Ширли, не познакомятся с её личностью после просмотра, а те, кто имеют представление, ничего нового не узнают.

Стэнли - профессор литературы и настоящий подонок. Он упивается своей личностью и изменяет своей жене... с её разрешения! Жена - Ширли Джексон, которая превращается в «кошатницу», переживает творческий кризис, не следит за собой и едва терпит мужа-свинью. По соседству поселяется пара: Фред и Роуз. Фред собирается ассистентом Стэнли, а вот Роуз... что ж, её, так сказать, увлеклась Ширли, и вскоре молодая пара соседей послужит источником вдохновения.

К чести создателей «Ширли», им удалось создать атмосферу беспокойства. По большей части сценарий зиждется на психологизме и настроении главной героини. Однако какой бы то ни был изощренный замысел у сценаристов, фильм вышел чрезмерно искусственным. Дело в том, что режиссер боролась с извечной проблемой, эмм, творческого человека - как правильно показать пресловутый процесс создания произведения. В итоге вышел сумбур: от странных трансоподобных состояний, в которое впадает Ширли, до попыток продемонстрировать муки творчества. В структурном формате сценической пьесы, в котором выполнена «Ширли», подобное очень сложно передать: разве что, хочется отметить, узкость реального мира, где происходит действие, по сравнению с воображаемым в голове у главной героини.

Таким образом, повествовательная сторона - не сильная сторона киноленты. Честно говоря, и динамика отношений между персонажами тоже часто хромает. Вытягивает всё, разве что, актерская игра. Элизабет Мосс всегда стремилась к сложным ролям, но часто со смешанными результатами. В «Ширли» она сыграла хорошо. Майкл Стулбарг, сыгравший роль пресловутого Стэнли, постарался казаться отвратительным, но образ его - слишком надуманный.

«Ширли» - это такой «Игры разума» наоборот. Здесь очень мало романтизма и не хватает интриги. Вместо того, чтобы красиво и душераздирающе показать психоз, провести аналогии с муками творчества, сценарий оказался каким-то вялым и унылым. Кажется, что фильм сознательно преуменьшает реальную подоплёку, из-за чего не получается лаконично раскрыть основную тему: как женщины влюбятся (и остаются) с невыносимыми и ужасными мужчинами. В итоге доверять показанному не получается: несмотря на интригующего главного героя - сложную, самоотверженную ведьму-феминистку, проживающую под ногтем мужа-тирана, сюжет не предлагает удовлетворительных и интересных концептуальных решений, а сама история - различных интерпретаций.

Жанр: триллер, драма, биография

В главных ролях:

Элизабет Мосс, Одесса Янг, Майкл Стулбарг, Логан Лерман, Виктория Педретти, Роберт Вул, Пол О Брайэн, Орла Кэссиди

Элизабет Мосс Одесса Янг Майкл Стулбарг Логан Лерман Виктория Педретти Роберт Вул Пол О Брайэн Орла Кэссиди

Год: 2020
Режиссер: Жозефин Декер
Страна: США
Оригинальное название: Shirley
Сценарий: Сара Габбинс, Сьюзан Скарф Меррелл
Продюсер: Сара Габбинс, Дэвид Инохоса, Саймон Хорсмэн
Оператор: Стурла Брандт Грёвлен
Композитор: Тамар-Кали
Художник: Сью Чан, Кирби Фиган, Амела Бакшич
Монтаж: Дэвид Баркер
Сборы в мире: $230 441
Премьера (мир): 25 января 2020
Премьера (РФ): 3 декабря 2020,  «Экспонента»
Возраст: зрителям, достигшим 18 лет
Продолжительность: 107 мин. / 01:47

Рейтинг КиноПоиск: 6.017 (897)
Рейтинг IMDB: 6.20 (6K)

Комментарии для сайта Cackle
- Программа для скачивания фильмов на компьютер
Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!

Ширли (2020) смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве!