Солдат и слон (1977)

 

 Похожие фильмы:
   Белый рояль (1968)      Спасибо, папа (2014)      Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)      Ранго (2011)      Мужчины (1972)      Мимино (1977)  

Солдат и слон (1977)

0

  Во время ожесточенных боев на территории Германии, в самый разгар штурма одного из особняков, бойцами был обнаружен... слон. Рядовому Арменаку было приказано вывести животное из-под огня. Чего только не пришлось пережить Арменаку, прежде чем он с честью выполнит задание, осознает всю серьезность и гуманность своей миссии.

 Кино о войне для меня тема неприкосновенная, и в ней, как чудо, нахожу порой фильмы, в которых нет ни героического пафоса, ни анестезирующего в данном случае юмора. Фильмы о буднях тех лет, когда само понятие повседневности, казалось, перестало существовать.

В 1977 году на киностудии «Арменфильм» Дмитрий Кесаянц снял фильм «Солдат и слон» - удивительно простое и трепетное повествование с неожиданной завязкой: рядовому Арменаку приказано доставить в тыл слона, который был найден во время боев за один из немецких городов. Выполнив задание, советский солдат узнает, что слона прислал в Германию генерал для своего сына: во время войны его пытались переправить в Ереван советские войска для создания в городе зоопарка.

Чуть не плача, Арменак начинает обратный путь домой, не дойдя до Берлина считанных километров. Этот путь и есть главный парадокс фильма - сочетание несочетаемого: в этой необычной истории так много негероической повседневной истории войны. Но с другой стороны в выполнении этого не вполне боевого задания и раскрывается главная сила, способная сберечь сердце во время войны, - простота, любовь к человеку, любовь к родине. Эта любовь к небольшому клочку земли, на котором ты родился и вырос, растил своих детей, который ты сам возделываешь, с которого собираешь урожай, именно эта любовь дает сил человеку любить весь мир и бороться за его свободу.

Все этого нет в кадре - большую часть экранного времени мы видим солдата и слона, которому он пытается постоянно найти еду. Все это мы видим в глаза Арменака, сыгранного Фрунзе Мкртчаном. Удивительно тонкий и какой-то уязвимый, несмотря на видимую снаружи «крепкость», трагичный, несмотря на внешность комического героя, человек с огромными печальными глазами, в которых отражалась столько боли и любви. Фрунзе Мкртчан исполняет эту сольную партию так легко и виртуозно, что на нашем лице улыбка и плач сменяют друг друга помимо нашей воли. В его простых действиях выражено титаническое сопротивление человека стихийному бедствию войны и - возможность для него не только выстоять, но и победить в этой борьбе. От досады за это небоевое задание он приходит к пониманию, что именно за возможность выполнить такое задание он и воевал четыре года. Слон - это метафора мира, настолько необычная и полная, что она заполняет наше восприятие и, кажется, словами не выразить этот образ.

Боевое пекло, из которого Арменак выводил слона, бомбежки, предательские засады, километры разрытой снарядами земли, обнищавшие деревни - все это проходит солдат, думая о том, что его место в армии, а не в тылу. Но лишь увидев детей, которые вновь учатся смеяться и верить в сказку, наблюдая за слоном, он понимает, насколько важная миссия ему доверена.

Фильмы киностудий закавказских республик обладали особой теплотой и ненавязчивой, но глубокой философией, понимание глубоких связей сил, которые влияют на нашу жизнь. Не случайно, Арменак своим отношением к миру, к войне, к людям, ко всему живому напоминает Георгия Махарашвили - героя Серго Закариадзе в фильме «Отец солдата» (1964). Эти два солдата, дошедшие почти до Берлина, перетерпевшие все, что принесла война, остались любящими и глубоко человечными. Наверное, ни Арменак, ни Георгий не знали слово гуманизм, но, на мой взгляд, именно они наиболее полно воплощают его; и их боевой путь - это самый антивоенный манифест. Потому что главная побудительная сила для них - это любовь.

------
Вторая мировая война близится к завершению - наши уже в Германии. В одной из перестрелок, между двумя враждующими армиями оказывается слон. Солдату Арменаку приказано вывести животное на безопасную территорию.

Просматривая кино прошлых лет, порой откапываешь такие несистемные фильмы, которые одновременно с одной стороны являются чёткими и понятными, а с другой стороны до ступора неудобные, что невольно переходит со зрителем на откровенный диалог, оставляя многие вопросы открытыми. Тогда ты еще раз убеждаешься, что в то время не обязательно нужно было притворяться и вуалировать свои взгляды на «святые» события, можно было говорить и впрямую. Конечно, «Мосфильм» не мог себе позволить отклонятся от намеченного и единого правильного курса, хотя мы знаем что были и такие фильмы в разной степени отклоненные, а вот «Ленфильм» с этим грешил, а на «Арменфильме» так вообще была почти что свобода и это как раз тот самый случай. Действительно, в фильме «Солдат и слон» показаны иные взгляды на войну, на врага, на советского человека, на подвиг - все это стилизовано во что-то среднее между явным итальянским неореализмом и французским кино новой волны. Война как обыденность, герой переживает, что у него теперь практически нет шансов «пойти на Берлин» и вот этот бытовой реализм, где на первом плане человек, его нетипичные для советского военного поступки, мечты и воспоминания о довоенном времени всё это ставится на самый первый план во многом противореча интересам государственным.

В главной роли Фрунзик Мкртчян, один из самых ярких типажей советской комедии, и это довольно странно наблюдать, когда актер ассоциирующийся у вас с чем-то веселым и мило нелепым предстает на экране в каком-то чужом амплуа, совсем маленько смешон и, как впрочем и любой из нас, в любой жизненной ситуации бывает нелеп. Поверхность бывает обманчива, так и героев Мкртчяна выдают печальный, знающий взгляд. Главный персонаж фильма был как будто написан специально для Мкртчяна, или даже, наоборот, Мкртчян был специально, что бы сыграть и эту роль, рассказать нам эту историю.

Путешествие героев напоминает что-то из области мифологии насыщенная встречами с типажами, где герою, что бы дойти до дома (заветной цели) нужно подобрать нужный ключ, перехитрить Циклопа, пройти все круги ада. В фильме слона можно, но совсем не обязательно, воспринимать как образ, как метафору, как в тяжелое время войны, тяжелое бремя, несмотря ни на что, оставаться быть человеком.

Жанр: комедия, военный

В главных ролях:

Фрунзик Мкртчян, Владислав Рындин, Владимир Пицек, Ованес Ванян, Валентина Давтян, Стяпонас Космаускас, Вадим Грачев, Алексей Бахарь

Фрунзик Мкртчян Владислав Рындин Владимир Пицек Ованес Ванян Валентина Давтян Стяпонас Космаускас Вадим Грачев Алексей Бахарь

Год: 1977
Режиссер: Дмитрий Кесаянц
Страна: СССР
Сценарий: Эдуард Акопов, Дмитрий Кесаянц
Оператор: Левон Атоянц
Композитор: Юрий Арутюнян
Художник: Александр Добрягин, Михаил Антонян, Ш. Гаспарян
Монтаж: В. Хайказян
Премьера (мир): 11 марта 1978
Возраст: зрителям, достигшим 12 лет
Продолжительность: 79 мин. / 01:19

Рейтинг КиноПоиск: 7.794 (795)
Рейтинг IMDB: 7.00 (70)

Интересные факты о фильме: Часть съёмок проходила в городе Советск Калининградской области.
------
Роль слона Габуша исполнила слониха Ранго, подопечная цирковых дрессировщиков Корниловых. Всего слониха снялась более чем в тридцати фильмах.

Комментарии для сайта Cackle
Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!

Солдат и слон (1977) смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве!