Суспирия (2018)

 

 Похожие фильмы:
   Суспирия (1977)      Рассвет мертвецов (1978)      Мать слёз (2007)      Дрожь (1982)      Дракула 3D (2012)      Большой всплеск (2015)  

Суспирия (2018)

-2

  Молодая американка приезжает в Берлин, чтобы присоединиться к знаменитой танцевальной труппе. Однако в стенах студии девушка внезапно обнаруживает нечто зловещее и сверхъестественное. Вскоре она понимает, что станет следующей жертвой, если не успеет раскрыть тайну проклятия, которое окутало легендарную танцевальную академию...

 Я не люблю претенциозное авторское кино, которое делит аудиторию на снобов и быдло, вешая оскорбительные ярлыки на тех и других. При этом, я не могу отрицать важность контекста, ценность культурного опыта и признаю, что искусство апеллирует не только разуму, но и взывает к чувствам. Однако каким уровнем киноманства нужно обладать, чтобы понять и полюбить «Суспирию» 2018 такой, какая она есть, я, честно признаться, не имею представления.

Я не была случайным гостем на сеансе, этот фильм был в моем списке ожиданий. Концепция танцевальной школы, которой руководит сборище ведьм и взгляд на танец, как на магический ритуал, для меня, человека, не смотревшего оригинал, выглядела свежо и интригующе. Гнетущее начало быстро погрузило в мистическую историю, которая развивается на фоне реальных событий, тем самым вызывая ощущение достоверности происходящего. Обстановка разделенного Берлина, в сеттинге которого разворачивается действие, это вообще мой личный фетиш, способный вызвать флэшбэки из прошлого, которого у меня никогда не было. Первая половина кинофильма впечатляет.

К сожалению, момент, когда происходящее на экране перестало быть хоть сколько-нибудь понятным и связанным, был упущен. Словно дверь закрылась, и ты остаешься один в зеркальной комнате подвергаясь пыткам, которую тебе решили устроить создатели. Сосредоточенно вслушиваешься в кучерявые диалоги творческих людей, пытаешься найти их отражение в дальнейшем повествовании и не находишь. Мучается оттого, что не можешь определить: смысл в них прятали старательно или не вкладывали вовсе? Сюжет нагружает тебя все новыми деталями, персонажами, оговорками, отсылками, и создается ощущение, будто в производство ушел весь без остатка отснятый материал, кое-как собранный воедино.

Насладиться исключительно визуальной составляющей, как например, это было в «Неоновом демоне» тоже не вышло. Операторская работа великолепна, но монтаж местами рваный, камера внезапно перескакивает с одного персонажа на другого либо вообще на другую сюжетную линию. Больше всего это раздражает, когда показывают танцы, которые заявляются как некое грандиозное зрелище. Самой хореографии не хватает экспрессии, поэтому она выглядят не потрясающе, а просто красиво. Последней каплей стали убогие устаревшие эффекты слоумоушена и размытия, резко контрастирующие с гармоничной композицией кадра и приятной глазу цветокоррекцией. Возможно, это и была дань уважения старым кинофильмам ужасов (коей можно считать, например, резкий наезд камеры на лицо персонажа), но в данном случае это выглядело дешево и сильно ударило по общей стилистике.

Кульминационная сцена напоминает скроенный по канону клип метал-группы 90-х. То, что должно выглядеть брутально, пугающе и величественно, выглядит пафосно и несуразно, вызывая то смех, то недоумение.

Негодование не было бы таким острым, если бы картина осознавала собственные сильные стороны. Как бы не выкладывались в своей актерской игре танцующая Дакота Джонсон или отыгрывающая три ипостаси Тильда Суиндон, именно второплановые персонажи создают уникальную атмосферу. Ковен ведьм получился настолько разнообразличным и выразительным, что в их быт и историю хочется углубиться больше, однако фильм не дает это сделать, вместо этого навязывая зрителю предысторию Сьюзи и личную трагедию психотерапевта. Попытка рассказать обо всем понемногу смешивает героев в кучу, стирая градации между главным и второстепенным.

В итоге после просмотра чувствуешь себя героем и дураком одновременно. Героем, который выдержал этот бурный поток фантазии режиссера, и дураком, который потратил 2,5 часа своего свободного времени на столь невнятное произведение. Артхаус имеет право быть различным и отображать виденье автора, наделяя его настоящей творческой свободой. Но «Суспирия» оказалась вечеринкой для узкого круга избранных, куда меня, к сожалению, не пригласили.

------
Точного перевода у слова suspiria нет, но корни лежат в сборнике Томаса Квинси «Suspiria de Profundis» ('Воздыхания из глубины души»). В центре сюжета - Сьюзи Беннион, танцовщица, решившая прокачать мастерство в знаменитой школе танцев. В первых кадрах ее не пускают внутрь, и она становится свидетелем странной картины: ученица школы сбегает с крыльца, выкрикивая кому-то очень странные вещи. Наутро Сьюзи занимает в школе место этой девушки, которую накануне удачно отчислили.

События развиваются довольно стремительно для европейского кинофильма 70-х. Это один из секретов успеха, полагаю. Второй секрет - мощный звуковой фон, реально бьющий по ушам. От такой гнетущей музыки, а местами просто грамотно синхронизированного шума можно реально двинуться. Звуковое сопровождение - в первую очередь - делает этот фильм неуютным.

Третий секрет - цветовая схема. Режиссер использовал взаимодействие красного и синего так круто, что фон в «Неоновом демоне» Рефна и оттенки красного в «Любви» Ноэ уже не кажутся мне такими впечатляющими и волшебными.

Ардженто - гений: он смог создать пугающий, гнетущий и красивый триллер. И вот Лука Гуаданьино, впечатлившись в тинейджерстве «Суспирией», решил воссоздать культовую ленту со своим видением.

Но ремейком новую «Суспирию» никак не назовешь. Это совершенно новый фильм, который ни в коем случае нельзя сравнивать с лентой Ардженто. И сейчас я расскажу, почему.

Динамика. Новая лента на час длиннее прежней и уступает ей в динамике. Зато наслаждаешься плавным тягучим и красивым действом. События развиваются довольно быстро, но здесь гораздо больше отступлений и собственно танца, чем в версии Ардженто. Сюжет перенесен в послевоенный Берлин, танцуют девушки на фоне политического конфликта, который едва ли прорывается сквозь словесную завесу. Он где-то там номинально есть, но свое лицо не показывает. Все начинается с того, что очень нервная девушка прибегает к психотерапевту, чтобы поделиться своими страхами. Врач считает ее заявления больной фантазией, но впоследствии убеждается в обратном. Затем мы лицезреем юную танцовщицу, пришедшую устраиваться в легендарную школу танцев. В данном случае речь о современном танце - в старой версии школа была классической, и там учились молодые люди. Ни одного парня вы в новом фильме не найдете.

Сюжет. Время действия отличается: в первой «Суспирии» вообще вневременная история. Есть школа танцев, европейский город и много необъяснимых событий. В новом фильме сюжет располагает четкость, дополнительных персонажей и красивое танцевальное выступление, к коему весь фильм готовятся главные герои женского пола. Если мужчины и есть - они приходят извне: полицейские, разыскивающие пропавшую девицу, психотерапевт - и, собственно, все. В такой атмосфере не может не зародиться влечения или хотя бы интереса одной женщины к другой. Полкинофильма я гадала, использует ли Гуаданьино этот бесконечно популярный прием в своей ленте. Использовал.

Главная героиня, Сьюзи Беннион (Дакота Джонсон), приходит в знаменитую школу танцев, чтобы учиться у еще более знаменитого хореографа - мадам Блан (Тильда Суинтон). На прослушивании она впечатляет преподавательский состав, и с первых минут судьба девушки в танцевальной труппе решена. Далее события плавно развиваются в сторону концерта, на котором коллектив школы должен представить легендарную постановку мадам Блан. Сам по себе танец воплощает немецкий народ, который после унижений и страданий постепенно «встает с колен». Более ничего особенного не происходит - взаимодействие персонажей довольно вялое, соперничество внутри труппы присутствует только для вида, и вся суть в красоте кадра и развитии героини Сьюзи.

Параллельно развивается история психотерапевта: он скучает по пропавшей во время войны жене, принимает пациентов и подозревает, что в школе происходит неладное - даже предпринимает попытку что-то разузнать, которая едва закончится хэппи-эндом. Но это как посмотреть. Уверена - без него можно было обойтись.

Новая лента чуть больше продумана в плане сюжета, но лишает зрителя потрясающих сновидных включений. Ардженто использует сновидения как сильный способ воздействия на психику зрителя. Это набор пугающих и необъяснимых кадров, который внезапно начинается, резко обрывается и заставляет гадать, что это вообще сейчас было такое красивое и страшное. Исключаем сны, добавляем лишнего персонажа - и вот она, новая «Суспирия».

Актерский состав. Самое главное здесь - тандем Дакоты Джонсон и Тильды Суинтон. В изначальной версии кинофильма никакой звездности нет - есть очень милая и Джессика Харпер, эдакая Белоснежка в царстве ведьм.

Наличие двух главных героев вместо одного (подобного преподавателя в первом фильме не было совсем) переформирует ход кинофильма, и вместо борьбы одного главного персонажа мы наблюдаем тандем, каждая из участников которого имеет вес. Пара преподаватель - танцовщица трансформируется, но никакого противодействия между гипотетическим злом и добром нет. И самое главное здесь - эстетическая ценность. Джонсон и Суинтон прекрасно играют, волшебно двигаются, чарующе улыбаются. Их взгляды, пожалуй, и землю разверзнуть могут. Ради этого стоит смотреть фильм минимум два часа.

Про Моретц и Гот просто скажу, что они прекрасно играют.

Кульминация. Если в ленте Ардженто все предельно просто, то Гуаданьино решил все усложнить. Причем сделал это так грубо и толсто, что получилось гротескное зрелище, похожее больше на стеб, чем на сильный красивый апогей. Это в прямом смысле выглядит как черновик, который второпях накатали на коленке и забыли переснять. Представьте: два часа подряд вы любуетесь красотой, ожидая, чем же это все кончится - и вдруг наступает такая некрасивая развязка а-ля бюджетный слэшер из 90-х. Это как если страшный драный хвост, отрубленный у крысы, попытались бы вдруг присобачить бесхвостой лохматой лисице. Само собой, приобретенное в первые два часа просмотра впечатление стирается. Можно было сделать тонко, красиво, изящно - просто больше подумать и дольше поснимать. Можно было оставить тайну. Но не так грубо и топорно все вскрыть. Тут Гуаданьино разочаровал. Если грубоватый, но логичный конец «Суспирии» Ардженто можно объяснить метражом и семидесятыми, то здесь ожидание себя не оправдывает. Может, Лука хотел чем-то удивить зрителя, может, так задумано. Однако сей неожиданный ход выглядит не как будто режиссер обхитрил зрителя - и придумал такое, чего мы еще не видели. А именно как если бы что-то пошло в его плане не так, а он, вероятно, и не заметил.

Уж извините, мистер Тарантино, я не понимаю, почему Вы так растрогались после просмотра новой «Суспирии».

Музыка. В фильме Ардженто музыка создавалась группой «Гоблин». Название, поверьте, объясняет очень многое. В новой картине композитором выступил Том Йорк. На взгляд голодающего по Йорку жителя суровой российской столицы, Йорка там очень мало. Мне его не хватило: его такая характерная и принципиальная музыка (не)много затерялась в текстурах томных взглядов и современного танца.

Фильм стоит своих двух часов экранного времени. Оставшиеся 32 минуты - на ваше усмотрение.

Жанр: ужасы, фэнтези, триллер

В главных ролях:

Дакота Джонсон, Тильда Суинтон, Дорис Хик, Малгоша Бела, Хлоя Грейс Морец, Ангела Винклер, Ванда Каприоло, Алек Век

Дакота Джонсон Тильда Суинтон Дорис Хик Малгоша Бела Хлоя Грейс Морец Ангела Винклер Ванда Каприоло Алек Век

Год: 2018
Режиссер: Лука Гуаданьино
Страна: Италия, США
Оригинальное название: Suspiria
Роли дублировали: Серафима Огарёва, Галина Тюнина, Полина Ауг
Сценарий: Дэйв Кайганич, Дарио Ардженто, Дария Николоди
Продюсер: Лука Гуаданьино, Дэйв Кайганич, Франческо Мельци д'Эрил
Оператор: Сэйомбху Мукдипром
Композитор: Том Йорк
Художник: Инбал Вейнберг, Мерлин Ортнер, Моника Саллустио
Монтаж: Уолтер Фазано
Сборы в США: $2 474 044
Сборы в мире: + $2 434 565 = $4 908 609
Сборы в России: $283 953
Премьера (мир): 1 сентября 2018
Премьера (РФ): 29 ноября 2018, «Вольга»
Возраст: зрителям, достигшим 18 лет
Продолжительность: 152 мин. / 02:32

Рейтинг КиноПоиск: 6.943 (4847)
Рейтинг IMDB: 7.30 (10 372)

Интересные факты о фильме: Готовясь к роли, Дакота Джонсон два года посвятила занятиям балетом.
------
Действие кинофильма разворачивается в Берлине 1977 года - именнотогда вышла «Суспирия» Дарио Ардженто.

Комментарии для сайта Cackle
Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!

Суспирия (2018) смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве!