Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)

 

 Похожие фильмы:
   Бриллиантовая рука (1968)      Самогонщики (1962)      Пес Барбос и необычный кросс (1961)      Операция «Ы» и другие приключения Шурика (1965)      Кавказская пленница! (2014)      Иван Васильевич меняет профессию (1973)  

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966)

+3

  Отправившись в одну из горных республик собирать фольклор, герой кинофильма Шурик влюбляется в симпатичную девушку - «спортсменку, отличницу, и просто красавицу». Но ее внезапно крадут, чтобы насильно выдать замуж.

Наивный Шурик не сразу смог сообразить, что творится у него под носом, - однако затем смело устремился освобождать «кавказскую пленницу»...

 После триумфального успеха «Операции Ы» Леонид Гайдай стал весьма признанным. И он решил снять вторую полнометражную часть приключений Шурика. И снял он продолжение значительно более «смелое». Хронометраж кинофильма получился менее полутора часов, но культурная цена каждой минуты огромная. Прежде всего, надо отметить, что фильм значительно смелее демонстрирует - уж не буду говорить заезженное и чрезмерно ярлычное слово «антисоветскость» - критичное отношение к сложившейся в СССР системе. Не до того уровня, чтобы это могло возмутить Леонида Ильича Брежнева, но вполне до того уровня, чтобы народ, страшно желающий в 1967-м году слушать правду на языке слов для кухонь, всё понял. Если в «Операции Ы» (в двух новеллах из трёх) доминирующей темой была тема законопослушности, а критика системы практически не звучала (кто умел вслушиваться, тот про пробку из Африки слышал, но не более того), то в «Кавказской пленнице» эта тема выстрелила.

В данном фильме рассказывается история о том, как на Кавказе один важный человек, заведующий райкомхозом товарищ Саахов, решил купить себе невесту, расплатившись баранами, холодильником, грамотой и путёвкой. Согласия её, разумеется, спрашивать никто не желает. Когда закадровый голос подчёркнуто не говорит о том, в каком районе произошли данные события, становится ясно - в принципе, на Кавказе с этим ситуация в целом очень тяжёлая. Этот же товарищ на свадьбе с удовольствием говорит о том, что «женщина - друг человека», апеллируя к Аркадию Райкину. Он эту фразу готов смаковать, произнести ещё раз. У Саахова своё внутреннее понимание этой фразы, для Саахова женщины - не люди, а просто товар. Про эту цитату многие пишут, что она ушла в народ, на деле же, в «Бриллиантовой руке» прозвучит фраза получше - «управдом друг человека», вот она ушла в народ полноценно. Хотя и та, и другая не произносятся положительными персонажами, а скорее звучат в негативном ключе.

Девушка Нина, которую Саахов хочет себе в жёны - то ещё сокровище. Мало того, что она спортсменка, комсомолка и красавица, так ещё она одной своей аурой умеет чинить автомобили и зачаровывать животных. А ещё восхитительно поёт голосом Аиды Ведищевой. Вот с ней и знакомится наивный Шурик. То, что он очень наивный, мы узнаём именно в этом фильме. Приехал он на Кавказ изучать кавказскую культуру. Не понимает наивный молодой советский человек, что у культуры различных народов есть тёмная сторона - культура позитивного отношения к дискриминации, к нарушению прав человека. Не понимает он, что партия не выкорчёвывает эту часть культуры, а, напротив, в ней находятся люди, которые ей следуют. И на самом деле, временами его наивность начинает раздражать. Но сам фильм от этого не проигрывает, скорее персонаж в глазах падает.

Болезненная тема освещается, безусловно, в очень юмористическом контексте. И Гайдаю удаётся сделать так, чтобы у зрителя было и объективное представление о стране, в которой он живёт, и при этом не было негативных эмоций. Как и предыдущая часть трилогии, «Кавказская пленница» разошлась на цитаты. Отсылки к ней можно увидеть в современной культуре везде, куда простирались границы культуры советской. Наверное, одна из мощнейших сцен - тот, где Трус произносит фразу «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире». В сценарии, насколько мне известно, вместо слова «наш» было слово «советский». Однако фильм от этого изменения только выиграл, особенно после распада СССР, когда слово «наш» стало куда сильнее и глобальнее слова «советский».

Ночная сцена - явный предвестник того, что Наталья Варлей ещё сыграет настоящую ведьму, а именно в «Вие». Хотя ни в «Кавказской пленнице», ни в «Вие» она не говорит своим голосом, но мимика у неё, безусловно, потрясающая, особенно когда речь идёт о таких сценах. В этой сцене действительно возникает впечатление, что с Сааховым точно может произойти что-то действительно страшное, на какое-то время даже возникает впечатление, что это уже не комедия. Сцена снята потрясающе, глубоко западает в душу.

«Кавказская пленница» - потрясающая комедия, на мой взгляд, превзошедшая «Операцию Ы». Во многом потому, что она значительно более смелая, в значительной степени более прямолинейная. При этом она нисколько не потеряла в душевности.

------
Приключения Шурика, я имею в виду. Душевнее они как-то, что ли. Хотя вот так спроси кто пару дней буквально назад - я бы, наверное, не согласился. Потому что привык, что классика, что золотой фонд, все дела, а сам в то же время не смотрел (так, чтобы полностью) уже лет «надцать» - минимум. Что самое забавное, - аккурат по тем же самым причинам: «классика, золотой фонд» и пр. Чего его смотреть, что именуется, если и так понятно, что хорошее кино?!

А тут вот случилось. Посмотреть. Причем и качество подходящее, и настроение - всё как надо. А, не пошло! Смешно, забавно, мило. Факт. Знакомо, узнаваемо. Тоже факт. Но... Не близко. Может, я просто на Кавказе не был? Ну, не знаю.

Смотришь и понимаешь: знаешь наперёд (для этого, как выяснилось, вовсе не требовалось все эти годы прилагать каких-то усилий - оно само) все ходы, все фразы. Тут улыбнулся, там рассмеялся, здесь деталь какую-то подметил. Но... не цепляет, и всё тут!

Вот «Ивана Васильевича» смотришь и отдыхаешь просто! «Напарника» из «Операции «Ы» включишь - с полу едва поднимаешься всякий раз - до того смешно. «Наваждение» - тоже хорошо: романтика в чистом виде. А здесь... Классное трио (Трус, Балбес, Бывалый), блистательные кавказцы (В. Этуш, Ф. Мкртчян), тот же самый Шурик, но... не то!

И, главное, каждый раз меня концовка расстраивает. Какая-то она неудачная, по-моему. С этим их садистским «судить по закону гор». Я всё понимаю, но... «птичку жалко!»

И что еще никак не пойму, зачем всю дорогу романтическую линию «гнуть» (все эти проводы, прощания у палаток и др.), даже целоваться в конце (хороший, кстати, эпизод - что есть, то есть), если кончится всё безмолвным расставанием на шоссе?! Не улавливаю я идеи, видимо.

Поэтому, как бы это кощунственно не звучало, а ограничусь-ка я оценочкой из категории «очень неплохо». Может, временно, а, может, и нет. Как знать. Но пока эта комедия Л. Гайдая неожиданно (для меня самого - в первую очередь) выглядит слабее многих (не всех, разумеется!) своих товарок.

Жанр: мелодрама, комедия, приключения

В главных ролях:

Александр Демьяненко, Наталья Варлей, Юрий Никулин, Георгий Вицин, Евгений Моргунов, Владимир Этуш, Фрунзик Мкртчян, Руслан Ахметов

Александр Демьяненко Наталья Варлей Юрий Никулин Георгий Вицин Евгений Моргунов Владимир Этуш Фрунзик Мкртчян Руслан Ахметов

Год: 1966
Режиссер: Леонид Гайдай
Страна: СССР
Роли дублировали: Аида Ведищева, Надежда Румянцева, Артем Карапетян
Сценарий: Леонид Гайдай, Яков Костюковский, Морис Слободской
Оператор: Константин Бровин
Композитор: Александр Зацепин
Художник: Владимир Каплуновский, Н. Абакумов, Н. Шимилис
Монтаж: Валентина Янковская
Бюджет: 25 313 руб.
Премьера (мир): 1 апреля 1967
Возраст: зрителям, достигшим 12 лет
Продолжительность: 82 мин. / 01:22

Рейтинг КиноПоиск: 8.463 (223 202)
Рейтинг IMDB: 8.40 (7903)

Интересные факты о фильме: Советская цензура воспретила следующую вступительную сцену кинофильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не смутившись, дописывает: «Художественный фильм».
------
Идея кинофильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.

Комментарии для сайта Cackle
Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!

Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика (1966) смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве!