Москва на Гудзоне (1984)


Похожие фильмы:
   Луна над Парадором (1988)      Формула радуги (1966)      В погоне за Папи (2003)      Без гроша в Беверли Хиллз (1986)      Чудо на Гудзоне (2016)      Москва слезам не верит (1979)  


Москва на Гудзоне (1984)

0

  По иронии судьбы, играющий на саксофоне в оркестре советского цирка музыкант Владимир Иванов получил шанс, который, по совести, должен был выпасть его другу, клоуну Анатолию. Тот ненавидел советскую власть и страстно мечтал сбежать на Запад.

Но вышло так, что во время гастролей московского цирка по Америке известного смутьяна Анатолия все время «пасли» агенты КГБ, а Владимир остался без «опеки». И наступает момент, когда робкий и тихий музыкант должен принять решение: остаться верным идеалом социализма - или сделать решительный шаг навстречу новой жизни, большой любви и, конечно же, желанной свободе.

 1980-е годы. Разгар «холодной войны». Саксофонист из СССР Владимир Иванов, работающий в оркестре московского цирка, впервые оказывается на зарубежных гастролях в Америке. По их завершению, перед самым отъездом в нью-йоркский аэропорт он неожиданно принимает решение просить политическое убежище...

Грустная трагикомедия о натурализации в США советских невозвращенцев значила для нас в своё время куда больше, нежели для американцев (и это притом, что сборы у фильма были там очень даже неплохие - 25 млн. зелёных). И хотя её тут же заклеймили в нашей партийной прессе, как антисоветскую политическую пропаганду (и потому, понятное дело, не могло быть и речи о попадании этого фильма в наш кинопрокат), на деле получилось так, что все нападки на Moscow on the Hudson, наоборот, сделали картине дополнительную рекламу. Партия уже не могла контролировать всё и вся, и фильм быстро проник и распространялся в СССР на кассетах. А когда вслед за началом Перестройки в советской России начался видео-бум, то эта комедия стала одной из самых востребуемых.

И хотя, по большому счету, фильм Мазурского (родившегося в семье еврейских эмигрантов из России) суперхитом у нас тогда всё же не стал (в отличие от спилберговской фантастики или боевиков со Сталоне-Шварценеггером), но кассеты по рукам ходили активно и отыскать это название в ближайшем видеопрокате не составляло большого труда. Особенно ценен этот фильм был для «отъезжантов» и для еврейской диаспоры (по той же самой причине). К слову: большую часть ролей советских граждан играли натурализованные русские евреи - Илья Баскин, Олег Рудник, Александр Бениаминов...

Но звездел, конечно же, один - Савелий Крамаров - в роли кэгэбэшника Бориса. Собственно, его присутствие тут было куда важнее, чем какого-то безобразно коверкавшего русскую речь америкоса Робина Уильямса, которого мало кто знал у нас в то время, тогда как Савелий был в СССР мегазвездой. «Москва на Гудзоне» стала первым фильмом, где его можно было увидеть во всей красе после неожиданной эмиграции, сделавшей Крамарова на некоторое время персоной нон грата. Как только многочисленные поклонники увидели наконец-то актёра живым и здоровым, ему сразу простили и бегство, и тот ненатуральный дистиллированный русский мат, который он себе здесь позволял. Короче, за этим фильмом гонялись во многом из-за присутствия косого комика.

А вот очереди за туалетной бумагой, пустые холодильники с водкой, убогие русские ушанки, были хоть и узнаваемы, но всё же, скорее, раздражали. Главным образом потому, что слишком в неприглядном свете нас выставляли. Зато всё, что касалось Америки!... Фильм сделал свое «черное дело»: показанные в нем USA выглядели, только что не раем небесным, как минимум - Землёй обетованной. И всё-таки это кино немного припозднилось: через год вместе с «запуском» Перестройки начался информационный бум, главным образом удовлетворявший наш интерес к Америке. Поэтому, выйди «Москва на Гудзоне» не в 1984-м, а хотя бы года на 2-3 раньше, тогда она вообще была бы сверхкультовой картиной.

Сегодня, когда сошла шелуха политической ангажированности (во всяком случае, в виде пресловутой «красной угрозы»), на первый план выходит то, что тогда вообще не просматривалось. Например, вечная «русская тема» поиска счастья, или гонимости и неприкаянности еврейского народа (речь в фильме хоть и идёт о Владимире Иванове, но мы то с вами прекрасно понимаем, что это за Иванов такой... «по отчеству» Рабинович). Утробный смех остался в прошлом и теперь «Москва на Гудзоне» вызывает, скорее, ностальгию по той стране, которая показана здесь утрировано и гротескно.

Мазурский тогда ещё умел снимать «печальные комедии» (и этим он близок нашему Георгию Данелия), всякий раз обильно приправленные иронией (и этим он близок Вуди Аллену). В этой связи образ Владимира Иванова в исполнении Робина Уильямса (как ни как он слывёт в Америке видным специалистом по русским евреям - через 11 лет сыграл ещё и эксцентричного питерского гинеколога в «Девяти месяцах») - комика с осенью в сердце - не вызывает сегодня никаких иных чувств, кроме светлой грусти.

------
Пожрать и посрать - вот главное человеческое счастье.

В детстве я любил читать о Фильмах, Которые У Нас Никогда Не Покажут. К ним относились, например, «Заводной Апельсин», «AMERIKA», «Горки Парк», «Большая Жратва» и, конечно же, «Москва на Гудзоне». О «Москве...' я читал заметку в «Литературной Газете» в 1984 году. Одну фразу оттуда я запомнил дословно: «С экрана, как из лопнувшей канализационной трубы, хлестала густая русская матерщина».

После Перестройки, Когда Стало Можно, «Москва...' мне как-то не попалась, и в первый раз я посмотрел этот фильм в очень актуальный момент - в первый год своей иммиграции. Фраза про лопнувшую трубу - это, конечно, поэтическое преувеличение, однако, не лишенное оснований.

Сюжет фильма - история саксофониста из оркестра Московского цирка Владимира Иванова (Робин Уильямс), который дезертировал на гастролях в Нью-Йорке и попросил политического убежища. Картина делится на две части: «советскую» и «американскую». Советская показана по всем канонам «холодной войны»: вечная зима и холод; километровые очереди за продуктами, туалетной бумагой и импортными туфлями (граждане, которым не досталось нужного размера, берут, какой есть); холодильник, в котором из продуктов только водка; спекуляция бензином; вездесущее и всюду гадящее КГБ; рефьюзники с плакатами «Мы хотим в Израиль» и тонкими, одухотворенными лицами, на которых застыла вековая скорбь еврейского народа, заброшенного злою судьбой из знойной Палестины в вечную мерзлоту, и грубые КГБшники в чорных польтах, которые запихивают несчастных в свои чорные Волги и везут на Колыму... В общем, где-то как-то похоже, хотя краски сильно сгущены. Все-таки, в Москве в 1984 г. снабжение было получше, и километровые очереди - это примета позднеперестроечных времен. С КГБшниками я вообще никогда не сталкивался, и на «антисоветские выкрики из окон» всем было абсолютно начхать. А вот жилищные условия советских людей показаны весьма реалистично: Владимир живет с родителями, сестрой и дедушкой в двухкомнатной квартирке. Чтобы встречаться с подругой Светланой, ему приходится просить ключ у своего друга - клоуна Анатолия, который является гордым обладателем однокомнатной квартиры, где холодильник забит до отказа водкой. Как известно, в СССР секса не было, однако авторы клеветнически показывают, как Владимир занимается оным со Светланой, которая в самый интимный момент просит с жутчайшим и едва разборчивым польским(?) акцентом, чтобы он привез ей с Америки джинсы «Джордаш» или «хоть какой-нибудь». Кстати, в «советских» эпизодах все говорят по-русски, кто-то с акцентом разной степени корявости, кто-то без.

Цирк собирается на гастроли в Америку, и Анатолий посвящает Владимира в свой план попросить политического убежища. Когда цирк прибывает в Нью-Йорк, где, конечно же, оказывается лето, друзья наслаждаются прелестями капитализма: ароматизированной туалетной бумагой, самодрыгающейся кроватью в отеле и порнухой по телевизору. Не смотря на бдительный надзор двух КГБшников, моральные устои Владимира оказываются жестоко подорваны. И вот наступает решающий момент, последняя остановка по пути в аэропорт - универмаг «Блумингдейл», где труппе предоставят возможность отовариться. Именно там Анатолий задумал осуществить свой план, но в последний момент у него не хватило духу - вместо него, повинуясь сиюминутному душевному порыву, это сделал Владимир. Кстати, слово «defect» в значении «дезертировать» я узнал только из этого фильма - в советских школах и ВУЗах его благоразумно не преподавали.

Сцена в Блумингдейле - это, безусловно, пик картины, самый смешной момент, я пересматривал ее несчетное количество раз. Погоня КГБшников (одного из которых играет Савелий Крамаров) за Владимиром по универмагу, озвучена «Маршем советских спортсменов», который придает ей совершенно непередаваемый (и недоступный американскому зрителю) издевательский оттенок. Владимир ползет по полу, сжимая в руке только что купленные джинсы, прячется под юбкой очаровательной Лючии - продавщицы из парфюмерного отдела, и, наконец, оказывается в надежных руках негра-охранника Лайонела, который ограждает его от посягательств до прибытия полиции и иммиграции. Диалог между охранником и Крамаровым на ломанном английском гомерически смешон!

«Сбылась мечта идиота», и Vladimir остался в Америке. Поскольку ему некуда податься, его согласился приютить охранник. Они едут в Гарлем, где Vladimir оказывается в точно такой же квартирке и точно такой же семье, только негритянской. Гуманистический message очевиден: the Russkies - такие же люди, как мы, только белые.

...В своей «американской» части картина идет под уклон - она не так интересна и сдобрена изрядной дозой проамериканской пропаганды. Нам зачитывают выдержки из «Декларации независимости», показывают во всех подробностях церемонию присяги, и устами различных персонажей рассказывают о преимуществах американского образа жизни. Однако же, надо отдать должное создателям картины: кое-в чем они поступили честно, и показали, что в Америке медом не намазано, а путь иммигранта не усыпан розами (до бума доткомов оставалось еще добрых лет 15, а программист был профессией экзотической). Vladimir пробавляется всякими непрестижными работенками - моет посуду на пару с интеллигентом-астрофизиком и т. п., потом судьба, наконец, улыбается ему, и он становится водителем лимузина. О профессии музыканта приходится надолго забыть (если не считать таковою игру по вечерам в г`усском ресторане, где, кстати, на заднем плане мелькает отец россиянского шансона М. Шуфутинский). Однако, шоферство позволяет ему снять квартирку - крохотную и плохонькую, но отдельную, и не приходится больше, как в совке, делить холостяцкое ложе с дедушкой. У Vladimirа начинается роман с продавщицей Лючией, однако ее католические итальянские родители против...

В целом, картина представляет из себя серию зарисовок из «советской» и американской жизни начала 80-х. В ней много характерных примет времени, особенно для людей старшего поколения. Однако, самое лучшее в «Москве на Гудзоне» - это прекрасный актерский ансамбль. Я не знаком с Робином Уильямсом в амплуа комика, но во всех его киноролях он мне нравится. Его Vladimir Ivanoff вышел достоверным и симпатичным. По-русски он говорит с чудовищным акцентом, но неплохо передает русский акцент и произношение человека, у которого рот устал от непривычной артикуляции, а также замечательно изображает застенчивость и неловскость новоиспеченного иммигранта. Крамарова я уже упомянул (когда в джинсовом отделе Блумингдейла он произносит со своей неподражаемой интонацией: «май гад, во декаденс!» я ржунимагу:))), еще отмечу замечательных Илью Баскина в роли Анатолия, Александра Беньяминова в шедевральной роли дедушки - клоуна и антисоветчика, и знойную кубинку Марию Кончиту Алонсо - этакую Сальму Хайек 80-х годов...

* * *

Хотите знать, что сталось с Vladimirом в конце концов? Скажу вам по секрету: ничего хорошего. О том, что было дальше, смотрите в фильме «One Hour Photo».

Жанр: драма, мелодрама, комедия

В главных ролях:

Робин Уильямс, Мария Кончита Алонсо, Кливант Деррикс, Алехандро Рей, Савелий Крамаров, Илья Баскин, Олег Рудник, Александр Бениаминов

Робин Уильямс Мария Кончита Алонсо Кливант Деррикс Алехандро Рей Савелий Крамаров Илья Баскин Олег Рудник Александр Бениаминов

Год: 1984
Режиссер: Пол Мазурски
Страна: США
Оригинальное название: Moscow on the Hudson
Сценарий: Пол Мазурски, Леон Капетанос
Продюсер: Пол Мазурски, Пато Гузман, Джеффри Тейлор
Оператор: Дональд МакЭлпайн
Композитор: Дэвид МакХью
Художник: Пато Гузман, Линда Уэйн, Альберт Вольски
Монтаж: Ричард Халсли
Бюджет: $13 000 000
Сборы в США: $25 068 724
Премьера (мир): 6 апреля 1984
Возраст: зрителям, достигшим 12 лет
Продолжительность: 117 мин. / 01:57

Рейтинг КиноПоиск: 6.719 (2398)
Рейтинг IMDB: 6.50 (10 461)

Интересные факты о фильме: Анатолий жалуется на плохую жизнь в СССР и при этом ездит на белых «Жигулях» 5-ой модели.
------
Владимир по дороге на работу успевает купить пару туфель, а вечером стоит в нереально длинной очереди за туалетной бумагой.

Комментарии для сайта Cackle
 

Для онлайн просмотра фильмов необходимо войти на сайт!

- Программа для скачивания торрент файлов на компьютер
Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!

Москва на Гудзоне (1984) смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве!