Вакансия (1981)


Похожие фильмы:
   Моя Анфиса (1979)      12 стульев (1976)      Айболит-66 (1967)      Автомобиль, скрипка и собака Клякса (1975)      Пеппи Длинныйчулок (1984)      Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна (1981)  


Вакансия (1981)

0

  Эксцентрический мюзикл о том, что ждет молодого честного человека, не желающего пользоваться благами «доходного места», несмотря на то, что у него есть молодая жена, весьма настойчивая теща и влиятельный дядя...

 Если бы мне сказали, что это можно совместить, я бы посмеялась. А аот и можно, друзья. Начинала смотреть с долей скепсиса, а оказалось, что достойнейшая вещь получилась.

Да, некоторые сцены опущены, да, много музыкальных номеров, но суть осталась, и при том суть неизвращенная, а та самая, островская. Взятничество, сложности супружества, пошлость общества под благородным видом. Разве это не актуально сейчас, когда жулики и воры уважаемы, а бедные, но честные люди не в почете.

Актерский состав шикарен, игра впечатлила. И хотя я ту же Фелисату Герасимовну и того же Акима Акимовича иначе представляла, но Екатерина Васильева и Олег Табаков меня убедили в своей трактовке.

Жадов прекрасен, настоящий борец за справедливость. Из всех Жадовых, что я видела, это безусловно лучшая версия.

Сестры Полина и Юлинька тоже подобраны идеальны, такая наивная девочка, которую каждый в свою сторону потянуть может. А роль Юлиньки просто создана для Догилевой. Эта пошлая напыщенность, визгливый голосок, все в тему.

Друзья, читафте Островского и смотрите фильм «Вакансия».

------
Фильм этот крайне малоизвестен. А жаль!.. На мой взгляд, это один из тех случаев, когда экранизация если не превосходит книгу по крутости, то по крайней мере достойна её уровня.

Ролан Быков в роли Вышневского оказался как всегда великолепен - настолько убедительно и правдоподобно сыграть героя, чьи воззрения совершенно противоположны его собственным! В некоторых моментах он даже страшен. Я бы сказала, что это образ-маска, но эта маска такая живая! Это сложно объяснить, но такие у меня были ощущения.

Табаков тоже хорош. Всё-таки всё равно он остаётся обаятельным, каких бы подлецов он ни играл. И всё же неприязнь он у меня вызвал. Екатерина Васильева, как и почти всегда, играет стервозную дамочку, что удаётся ей прекрасно. Догилева отлично изобразила расчётливую(«умную») девицу, а Яковлева - наивную, глупенькую, откровенно говоря, но искреннюю. Рада была увидеть на втором плане Веру Ивлеву, которую я ещё в «Стульях» заприметила. Вот, казалось бы, совсем некрасивая, но до чего обаятельна. О Белогубове сказать нечего - это Молчалин 2,0, и тем не менее и роль сыграна удачно.

И наконец, мы подходим к главному персонажу. Жадов. Каюров. Говоря по чести, едва ли я в ходе чтения пьесы представляла себе Жадова с раскосыми глазами и длинными волосами, но что касается внутренней сути персонажа, здесь этот актёр попал в десятку. Чувство собственного достоинства, верность своим принципам... Здесь я восхищалась этим героем даже больше, чем при чтении самого произведения: ведь стоило Жадову только чуть-чуть прогнуться перед своим высокопоставленным дядюшкой - он в мгновение ока стал бы членом, так сказать, общества... А он не мог. Не мог и не хотел. Также примечательно то, что Жадов Каюрова уравновешен и держится с достоинством. А ведь другой актёр на его месте вполне мог бы изобразить сумасшедшего истерика, с пафосом изрекающим свои суждения!

В этом фильме я осознала сходство Жадова с Мюнхгаузеном куда глубже, чем при прочтении книги. Так же идёт своей дорогой, так же отстаивает свои идеалы, так же отказывается от них ради возлюбленной, так же в конечном итоге возвращает себе себя. А помимо этого экранизация позволила мне выявить ещё одно сходство, - такое, казалось бы, очевидное, но бывшее для меня до того момента тайной - Жадова с Чацким. Параллели совершенно явные: Жадов - Чацкий(правда, чуть более позднего разлива), Белогубов - ну Молчалин Молчалиным, Юсов с Вышневским - коллективный такой Фамусов. Поленька, правда, весьма отлична от Софьи, зато Фелисата Герасимовна - тут тебе и Хлёстова, и Хрюмина, и Тугоуховская, и всё в одном флаконе... И да, ещё одна мысль: два этих произведения позволяют с разных углов взглянуть на общественное мненье! Для Чацкого оно - его бич, гонитель, для Жадова - потенциальный помощник. И понять, что общественное мненье - оно разным бывает.

Есть в этом фильме нечто салтыково-щедринское. Вот говорит Юсов Белогубову, что-де главная цель жизни простого смертного чиновника - делать всё для того, чтобы его заметили, - и тут же кто-то из оных приказывает долго жить. И тут же: «Вакансия столоначальника. Доходное место». Гротескно и вместе с тем жизненно.

И ещё одна немаловажная вещь.. Я просто обожаю режиссёра Захарова, и его отголоски я находила во многих фильмах: и в «Сказке странствий», и в «Гори, гори, моя звезда», и в «Короле-олене»... Однако «Вакансия» кажется мне наиболее захаровской по духу лентой из всех незахаровских. В первую очередь с захаровскими творениями её роднит и обилие песен и иносказаний. И точно так же эту ленту любят упрекать в «излишней музыкальности». Чем же она, собственно говоря, плоха? У каждой композиции там своя роль. Первая песня Белогубова очень так по-захаровски, я бы сказала, психоделична. Песня Фелисаты Герасимовны&Со о том, что предназначение мужа - всячески ублажать жёнушку, одаряя её всевозможными бирюльками, не теряет своей актуальности. А песня Вышневского... ооо, да это настоящий гимн беспринципных взяточников с мещанским сознанием!

А финал фильма!.. Сколько Захарова и Салтыкова-Щедрина одновременно! Прелюдия к нему - посрамление Вышневского. Писала же я, что Быков страшен в некоторых моментах, так вот: здесь - особенно. Я чуть не вздрогнула, когда он бросил Юсову своё «Что?!!» Отрывисто, с остервенелым выражением лица. И да, такая типичная ситуация, когда преданные подчинённые изворачиваются перед начальством, сообщая ему «пренеприятнейшее известие».

В продолжение дальнейших событий Аристарх Владимирович ассоциировался у меня с Последышем из «Кому на Руси жить хорошо»: власть уже потеряна, а оторваться напоследок хочется. Впрочем, куда более явную ассоциацию с тем же персонажем вызвал у меня Юсов в ходе своей пляски: Последыш же тоже милостиво одарил плебеев ретро-танцем, - и точно так же те подобострастно умилялись.

Одной из наиболее характерных черт захаровских картин является совершение персонажами странных и загадочных - чаще всего только на первый взгляд - действий. Точно так же и тут. Вышневский произносит: «Пришё-о-ол! Благода-арствую!..» - и встаёт перед Жадовым на колени. Понятно, что фраза и телодвижение были саркастическими, но ведь он мог бы просто отвесить вставшему на путь истинный племянничку земной поклон - но нет!

Далее совершается таинственный обряд посвящения в столоначальники, и вдруг Жадов вырывается. А Вышневский как будто этого и ждал - во всяком случае, такое впечатление у меня сложилось. Расхохотался и вновь свою песню затянул. И лишь многим позже сообщил Жадову, что он «посрамлён». Тот нет чтобы поддержать дядюшку в сложный период жизни - начинает карбонарские речи вести! Дядюшкина психика не выдерживает такого удара: «Я задушу его!!! собственными руками!», однако его планы нарушает апоплексический удар. Покуда он вроде бы как живой, его с величайшей бережностью донесли до кресла, а как стало ясно, что каюк - «Вакансия. Управитель дел канцелярии. Доходное место».

Была же в начале фильма аналогичная сцена, но с участником пониже рангом!? (Да-а, круговорот столоначальников в природе: D) Однако если там претенденты на ту самую вакансию хоть как-то старались замаскировать свою радость, то здесь даже попыток не предпринимали. И сколь неприятен ни был бы мне Вышневский, в тот момент я ему даже посочувствовала. А хотя... За что боролся - на то и напоролся. Ведь Остальное[остальное - это честь, достоинство и прочие ненужные прибамбасы] - это блажь(с). И как тут не вспомнить «Господина из Сан-Франциско»!?

Финал картины даёт надежду на некое светлое будущее, чего не скажешь о самой пьесе. Кажется, у тех начнётся новая, пусть и нелёгкая, жизнь, в которой не будет места ни Вышневским, ни Юсовым, ни Белогубовым.

Жанр: мюзикл, комедия

В главных ролях:

Леонид Каюров, Ролан Быков, Олег Табаков, Виктор Проскурин, Екатерина Васильева, Марина Яковлева, Татьяна Догилева, Вера Ивлева

Леонид Каюров Ролан Быков Олег Табаков Виктор Проскурин Екатерина Васильева Марина Яковлева Татьяна Догилева Вера Ивлева

Год: 1981
Режиссер: Маргарита Микаэлян
Страна: СССР
Сценарий: Маргарита Микаэлян, Александр Островский
Оператор: Генри Абрамян
Композитор: Геннадий Гладков
Художник: Александр Бойм, Сергей Воронков
Монтаж: Элеонора Праксина
Премьера (мир): 7 июня 1982
Возраст: для любой зрительской аудитории
Продолжительность: 74 мин. / 01:14

Рейтинг КиноПоиск: 6.695 (157)
Рейтинг IMDB: 6.30 (25)

Интересные факты о фильме: Фильм снят по пьесе Александра Островского«Доходное место».

Комментарии для сайта Cackle
- Программа для скачивания торрент файлов на компьютер
Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!

Вакансия (1981) смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве!