Дон Сезар де Базан (1989)


Похожие фильмы:
   Д`Артаньян и три мушкетера (1979)      Колесо любви (1994)      Сильва (1981)      Тартюф (1992)      Собака на сене (1977)      Китайскiй сервизъ (1999)  


Дон Сезар де Базан (1989)

0

  Испания XVIII век. Обедневший граф любит уличную танцовщицу, а она - его. Но их союзу противостоит самодовольный и беспринципный испанский король! Он положил глаз на прекрасную барышню и посадил несчастного графа в тюрьму. Дни узника сочтены... Однако настоящая любовь способна преодолеть и не такие преграды!

 Фильм, который справил на меня двоякое отношение. С одной стороны - много хороших диалогов, с другой - мало хороших песен. После просмотра возникло желание вырезать отдельные эпизоды и пересмотреть фильм ещё раз уже без них. Особенно бездарно выглядят сцены дуэта виконта де Монтеко и виконтессы. Особенно талантливо выглядит дуэт о счастье Королевы и Маританны.

Прекрасная игра Боярского. Он как будто жил в своих фильмах и не уставал радоваться жизни. Его актёрская игра на долго заряжает зрителя позитивом.

А прекрасная Маритана! В одном-то её имени так много красоты! Как точно сказал Дон Сезар де Базан: «Сударыня, вся моя жизнь без остатка принадлежит вам». И как много в фильме точных фраз!..

------
Точка зрения - это такая тонкая штука, которая вообще-то формирует не только наше отношение к миру, но мир вокруг нас. Ну, это если мы буддистам поверим. Вот сидишь один на горе, скучно, одиноко. А поменяй точку зрения и ты уже не скучаешь, а ждёшь просветления вдалеке от суеты.

Сколько культов выросло по сути из пародий. Комедия о спятившем от избытка чтения дворянине стала символом рыцарского духа Испании, горстка пьянчуг из личной гвардии короля, помогающая королеве скрыть свои адюльтеры, стала примером храбрости и удали, а уж что говорить о пародии на детский приключенческий роман о подростках на необитаемом острове, которая стала образцом книг о детской жестокости.

Забавно, что в Советском Союзе любили играть с точкой зрения так, что никакое западное двоемыслие и рядом не лежало. О многих фильмах можно поговорить, но я пока коснусь костюмированных драм. Комедии в века Просвещения писали так, чтобы угодить всем - неглавная любовная линия для чувствительных и основной колоритный комический персонаж, который то ли помогает, то ли мешает влюблённым. И довольно часто экранизаторы честно следовали древней канве, к примеру, шедевральный «Труффальдино». Но иногда логика делала выверт и колоритный персонаж отходил на задний план и вперёд ставили скудно прорисованных влюблённых, вроде как в «Собаке на сене» в постановке всё того же Яна Фрида. Отсутствие логики в поведении Дианы, её зависть к Марселле, которая вроде сильнее даже её любви к Теодоро - и есть главная комическая составляющая пьесы. Но Диану превратили в фигуру трагическую, которая не может сделать выбор между долгом и любовью. Все недочёты в её поведении, которые не соответствуют образу «трагической Изольды» просто проигнорировали, а люди решили «ну, такие тогда были времена, чо». Да ничуть небывало, времена тогда были с таким же основным посылом как и сейчас - «если нельзя, но очень хочется, то втихомолку можно». И этот образ Дианы, которому не дали раскрыться как комическому, даже сатирическому, и уж тем более без любой психологической составляющей, стал внезапно любим миллионами, потому что «такая любовь трагическая, она тааак борется».

Иногда глаза стоит держать закрытыми. Потому что откроешь и вдруг поймёшь, что в сказке о Гензеле и Гретель родители выкидывают своих детей из дома на смерть, а в сказке «Огниво» солдат долго издевается над принцессой, которая ему слова худого не сказала, а потом убивает её отца, чтобы захватить трон. Паттерн «главный герой всегда прав» уже сложился и говорить нечто поперёк - это ломать систему мировоззрения собеседника, который явно этому не обрадуется и выместит свою злобу не на свою слепоту, а на того, кто попытался внести ясность.

В «Доне Сезаре» тоже поиграли «точкой зрения». Только главные герои настолько поперёк морали, что покрытая флёром великолепных (действительно великолепных) песен интрига становится столь невразумительной, что фильм при всех составляющих не стал хитом.

А сюжет ведь на самом деле прост. Королева красива и несчастна, потому что её никто не любит. Танцовщица Маритана красива и несчастна, потому что у неё нет денег. При встрече королева сочувствует, дарит танцовщице кошель с деньгами и гарантирует, что ежели чего, пришли кошель, сразу прибегу, помогу. Слабость к Маритане у королевской четы заразна, так как король тоже любит послушать цыганские напевы в исполнении черноглазой прелестницы. Лишь первый министр любит королеву. Он решает дать королю возможность развлекаться с Маританой, а сам в это время заняться королевой. Маритане он предлагает брак вслепую с неким доном Сезаром, которого по случаю должны казнить. Лиц друг друга молодые не увидят, а про предстоящее самое главное в жизни человека, которое предстоит вскорости её супругу, новобрачная и не узнает. Король приходит к молодой супруге, которая ждёт исполнения брачных обетов, и представляется: «Я - дон Сезар, дон Сезр - это я». Казнь реального Базана состоялась, но смерти при всём том дон Сезар избегает и потому решает втихомолку глянуть, кто теперь его законная. Законная ему понравилась, он решает показать самозванцу, у кого сезарестости больше. Король, который шёл к молодой вдовушке, оказывается в неприятной ситуации, когда в шкаф прятаться уже поздно. Несколько глупых придворных тоже начинают проявляться любопытство. А ещё и первый министр ведёт королеву полюбоваться на вечерние посиделки её супруга с намерением потом спросить: «Шо ж ты, дура, при этом мне отказываешь?» Дон Сезар мгновенно оценив покерный расклад, плюёт на волокиту короля, отмазывает его перед королевой и убивает первого министра. Все счастливы, танцуют и поют.

У меня много знакомых, кто является поклонником фильма. Мои попытки расспросить их мнение о сюжете всегда натыкаются на ответ: «Сюжет там не главное». И вправду. Музыка отличная. Актёры - обалденные. Попытки же режиссёра мазать героев белым приводят к тому, что есть стойкое ощущение - ты в какой-то момент пропустил половину фильма. Явный слепой брак по расчёту Маританы мажут в романтические краски любви к никогда не виденному супругу. Бедная королева, которую только министр и любил, снова не у дел, так как претендента на роль первого любовника отправили в страну предков, а наглая ложь в глаза от девушки, которой королева покровительствовала, не дала последней шанса закатить королю истерику: «Ах, ты мне изменяешь? Я поехала к маме, она пришлёт свои войска». Разлитое по всему лицу счастье королевы как-то совсем не вяжется с происходящим. Явное предательство королевы четой Базанов выставлено так, будто они действовали исключительно в её интересах.

Фильм стал бы классикой, наравне с другим советскими фильмами «заслуженного дартаньяна СССР», но Фридман не понял, что шутка повторенная дважды, второй раз может и не удастся. Сколько вы помните у упомянутых в рецензии авторов ещё таких же пародий, которые бы стали культовыми? Ни одной? То-то.

Жанр: мюзикл, комедия

В главных ролях:

Михаил Боярский, Анна Самохина, Юрий Богатырев, Наталья Лапина, Игорь Дмитриев, Виктория Горшенина, Михаил Светин, Юрий Дедович

Михаил Боярский Анна Самохина Юрий Богатырев Наталья Лапина Игорь Дмитриев Виктория Горшенина Михаил Светин Юрий Дедович

Год: 1989
Режиссер: Ян Фрид
Страна: СССР
Сценарий: Михаил Донской, Ян Фрид, Адолф Д'Эннери
Оператор: Эдуард Розовский
Композитор: Геннадий Гладков
Художник: Алексей Рудяков
Монтаж: Ирина Гороховская
Премьера (мир): 4 июля 1989
Возраст: зрителям, достигшим 12 лет
Продолжительность: 133 мин. / 02:13

Рейтинг КиноПоиск: 7.710 (3061)
Рейтинг IMDB: 7.30 (204)

Интересные факты о фильме: Фильм снят по мотивам одноимённой пьесы Филиппа Дюмануа и Адолфа Д'Эннери.
------
В фильме сыграл свою последнюю роль в кино Юрий Богатырёв, не доживший до премьеры фильма на ТВ.

Комментарии для сайта Cackle
Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!

Дон Сезар де Базан (1989) смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве!