Открой глаза (1997)

 

 Похожие фильмы:
   Королева Испании (2016)      Наши любовники (2016)      Мужчины на грани (2012)      Все, что ты хочешь (2010)      Люсия и секс (2001)      Ванильное небо (2001)  

Открой глаза (1997)

0

  Сезар - прекрасный парень и богатый преемник, единожды влюбившись, уводит девушку у своего друга. И будто в наказание судьба сыграла с ним злобную шутку: его личико стало некрасивым.

Но происходит странное: его бывшая жизнь не утрачена невозвратимо, иногда он по-былому украшав и счастлив. Что это? Параллельные жизни или одна из них только сон?! Где теперь реальность?

 Поэтика сна, его метафизика и тайный язык - важная часть испанской ментальности. И это не отголосок средневековых суеверий, а реальность сегодняшнего дня и современного искусства. Великий испанский лирик Хуан Рамон Хименес писал: «Мне снилось сегодня ночью, что сбылся вчерашний сон...», а Федерико Гарсиа Лорка посвятил одну из своих лекций-эссе колыбельным песням, которые вводят ребенка в особое состояние, предшествующее сну. В этом контексте фильм Алехандро Аменабара «Открой глаза» (1997) органично вписывается в специфику этнической картины мира.

Фильм, заявленный как фантастический триллер-драма, рассказывает о молодом, богатом и красивом Сезаре, в жизни которого все складывается так, как хочется ему. Но после аварии он теряет свое лицо. Жизнь превращается в кошмар, любовь - в наваждение, а короткие периоды, когда внешность возвращается, - в управляемые сновидение (или фантастическую параллельную реальность?). Явь и сон смешиваются настолько, что их не отличишь друг от друга, зыбкая грань между ними исчезает и забирает вместе с собой и разум Сезара.

В блестящей стилистике Алеханро Аменабара прекрасно передано ощущение жуткого, но в то же время манящего страха, кошмара, от которого не оторваться. Ты все глубже погружается в какие-то первобытные эмоции героев, проживая тем не менее не их сновидение, а свое. И вот это неуловимое ощущение сна, фантасмагорических образов реальности, которые перед засыпанием и пробуждением рисует твой уставший мозг, тоже виртуозно передано режиссером. Как можно было рассказать языком кино о том, о чем не расскажешь в принципе, остается только гадать. Но гадать без особого желания найти разгадку - так же обычно не хочется препарировать и свои сновидения. Быть может, эта метафизическая испанская жуть пустила в душе корни с самого детства: «Здесь нет размытых граней, через которые можно было бы спастись в иной мир. Все очерчено и обозначено с предельной точностью... И тот, кто хочет перескочить в сон, ранит себе ноги о лезвие бритвы брадобрея» (Ф. Гарсия Лорка, «Колыбельные песни»). Не это ли желание запугать колыбельной песней ребенка мы находим и в аменабарской эстетике?

Возможно, именно этим чисто испанским колоритом, заполняющим до краев картину «Открой глаза», можно объяснить его художественную силу. И именно непониманием специфики пиренейских сновидений объясняется и слабость «Ванильного неба» (2001) Кэмерона Кроу - голливудского ремейка этого кинофильма (не помогло даже приглашение Пенелопы Крус на ту же роль, что она сыграла в оригинале). Или же просто слово «ванильный», вынесенное в заглавие, стало для второго кинофильма определяющим? Уступает в художественной убедительности Аменабару и Кристофер Нолан со своим «Началом» (2010). Да, он эффектнее и остросюжетнее, он интригует и ведет нас лабиринтами, но в конце лабиринта нас не ожидает ни разгадка, ни награда, ни даже утешение, а испанский режиссер умеет вызвать в нас не только эмоции, но и напряжение мысли, памяти, воображения. Он задевает периферию нашего сознания (или подсознания?) и заставляет извлекать оттуда ненужный хлам.

Аменабар идет скорее вслед за М. Лермонтовым, который в стихотворении «Сон» представил сложную многослойную конструкцию сна: герою снится сон, что умирает и предсмертном видении видит возлюбленную, которая вырвана из реальности страшным кошмаром о его смерти. Сон о сне, сон во сне, реальность и явь, фантазия и воображение, фантасмагория и кошмар. Это разгрузка нашего мозга и сознания от впечатлений и переживаний дня, или это язык иных сил, управляющих нашей жизнью, или это высвобождение нашей интуиции и единственная для нее возможность говорить не полушепотом, а во весь голос? Ответа нет, есть лишь смутный язык образов, сходящихся над нашим изголовьем в полнолуние и в безлунные ночи. И достаточно ли просто открыть глаза, чтобы прекратить погоню за этими образами?

«Открой глаза» - это та самая андалузская колыбельная песня, которая запугивает ребенка, но тем самым погружает его в глубокие воды сна. Если посмотрите этот фильм на ночь, то, возможно страшно будет отправиться спать добровольно, но вы все равно поспешите это сделать - чтобы прожить то, о чем рассказал испанский режиссер.

------
Сезар - красивый парень и богатый наследник, однажды влюбившись, уводит девушку у своего друга. И словно в наказание судьба сыграла с ним злую шутку: его лицо стало безобразличным.

Но происходит странное: его прежняя жизнь не утрачена безвозвратно, иногда он по-прежнему красив и счастлив. Что это? Параллельные жизни или одна из них только сон?! Где теперь реальность?

Фильм, снятый в 1997 году, в свое время настолько впечатлил голливудскую суперзвезду Тома Круза, что он захотел снять голливудский ремейк с самим собой в главной роли. Речь идет, конечно же, о «Ванильном небе», которое произвело на автора сих строк очень сильное впечатление. Но некоторые писали, что ремейк по всем статьям уступает оригиналу. Так ли это? Теперь, после просмотра оригинала я могу сказать, что посмотреть необходимо оба кинофильма. Однако, стоит признать, что «Открой глаза»-на 100% фильм Алехандро Аменабара, а «Ванильное небо»-голливудизированный ремейк.

Чем хорош оригинал? Ну, во-первых, как уже было сказано, блестящей режиссурой. Талант режиссера бросается в глаза от первого до последнего кадра. Кстати, Алехандро Аменабар написал сценарий данного кинофильма, когда болел гриппом. Поэтому, в этом фильме он показал посредством главного героя свои личные страдания...

Актерская игра тоже выполнена на высшем уровне. Эдуардо Норьега не просто играет роль, а буквально сам переживает боль своего персонажа. Пенелопа Крус сыграла неплохо, чего нельзя сказать о ее роли в «Ванильном небе». Теплых слов заслуживают Феле Мартинес, сыгравший друга главного героя, и Чете Лера, исполняющий роль психиатра. А что касается Найвы Нимри, то она меня не особо поразила своей забавой.

Подведем итог. Данный фильм-шедевр не только испанского, но и мирового кинематографа. Поэтому заслуженно:!

Жанр: фантастика, триллер, драма

В главных ролях:

Эдуардо Норьега, Пенелопа Крус, Чете Лера, Феле Мартинес, Найва Нимри, Жерар Баррэ, Хорхе Де Хуан, Мигель Паленсуэла

Эдуардо Норьега Пенелопа Крус Чете Лера Феле Мартинес Найва Нимри Жерар Баррэ Хорхе Де Хуан Мигель Паленсуэла

Год: 1997
Режиссер: Алехандро Аменабар
Страна: Испания, Франция, Италия
Оригинальное название: Abre los ojos
Сценарий: Алехандро Аменабар, Матео Хиль
Продюсер: Фернандо Бовайра, Хосе Луис Куэрда, Ана Амиго
Оператор: Ханс Бурман
Композитор: Алехандро Аменабар, Мариано Марин
Художник: Вольфганг Бурман, Конча Солера, Карола Ангуло
Монтаж: Мария Элена Саинс де Росас
Бюджет: ESP 370 000 000
Сборы в США: $370 720
Премьера (мир): 19 декабря 1997
Возраст: зрителям, достигшим 16 лет
Зрители: Испания - 1.79 млн, США - 73 тыс., Франция - 21.2 тыс.
Продолжительность: 117 мин. / 01:57

Рейтинг КиноПоиск: 7.595 (8227)
Рейтинг IMDB: 7.80 (55 113)

Интересные факты о фильме: Алехандро Аменабар задумал сценарий кинофильма после кошмаров, которые он испытывал, когда недомогал гриппом.
------
Алехандро Аменабар появляется в кадре, проходя вместе с двумя иными людьми мимо Сесара в туалете дискотеки.

Комментарии для сайта Cackle
Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!

Открой глаза (1997) смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве!