Одесса (2018)


 Похожие фильмы:
   Оттепель (2013)      Незнакомка (2006)      Тиски (2007)      Стиляги (2008)      Географ глобус пропил (2013)      2 дня (2011)  


Одесса (2018)

0

  Одесса, август 1970 года. Самая жара. Город забит курортниками. В гости к тестю с тёщей, Григорию Иосифовичу и Раисе Ировне Давыдовым, прилетают из Москвы их зять Борис, журналист-международник, и его восьмилетний сын Валерик. Но именно в день их прилета в Одессе объявляют холерный карантин, город закрывают. Так приехавший на пару дней московский зять погружается в мир, измененный серьезной опасностью. Вскроются семейные тайны, произойдут невероятные события и случится большая запретная любовь.

 «Одесса» - фильм, который хочет казаться. Он претендует на то, чтобы показать реалии советских семидесятых, быт людей, их взаимоотношения, но по факту является лишь обёрткой с посредственным содержанием.

Теперь подробнее.

История семьи, казалось бы, могла быть наполнена экспрессией, столкновениями характеров и так далее, но вместо этого зрителю показывают хамовитых и вздорных людей, от которых подташнивает. Так, например, девочка-подросток орёт в лицо матери: «Ты забодала, ты клещ!». Сёстры готовы вцепиться друг другу в глотки, сопровождая это оскорблениями. К родителям у детей нет ни малейшего уважения. В присутствии их они обсуждают, кто и как будет претендовать на их жилплощадь после их кончины. И это типа «фильм о советских людях»? Да ладно? Я не идеализирую советский строй и не являюсь его поклонником (даже во многом наоборот), но если режиссёр ставил перед собой цель вызвать в зрителях ностальгию или симпатию к этой семье, то зачем показал их редкостным хамлом? Никто из героев не вызывает уважения, разве что героиня Розановой.

Почему я должен смотреть, как малолетние дети курят с пафосным прищуром глаз и считать это великолепием сценарной задумки, мол: «Здравствуй, детство босоногое!». Иными словами, если в кадре происходит какое-то действо, то ему должно быть хоть какое-то оправдание или объяснение. Вкупе с постоянными скандалами бешеного и злобного семейства курящая детвора выглядит тупо и бездарно, поскольку не несёт смысловой нагрузки.

А чего стоит любовная линия между главным героем и школьницей? Это просто сюр. Вроде бы, советские дети были достаточно скромны (в большинстве своём), а эта дама готова повиснуть на любом, кто пообещает Москву, будет рядиться на дискотеке со взрослым человеком, орать и махать руками. Товарищ режиссёр, вы точно снимаете о пуританских семидесятых? Ничего не попутали?

Музыки до ужаса мало. Якобы ретро-песни звучат в самом конце, но в таком жутком исполнении, что лучше бы их и вовсе не было. Чувствуется, что глотки рвут современные исполнители, для которых важнее крик и «съедение» гласных. Если уж берётесь показывать дух эпохи, то делайте это качественно. Иначе в чём смысл?

Вот, почему этот фильм просто пытается казаться. Сам по себе он достаточно слаб, абсолютно не душевен и не очень-то атмосферен. Были интересные ракурсы одесских улиц, но, в целом, этот фильм содержит какую-то гнетущую пошлость. Здесь много всего лишь для того, чтобы было. Здесь много современности. А семидесятые - лишь прикрытие.

------
«Одесса» - новый фильм Валерия Тодоровского («Стиляги», «Оттепель»), после премьеры которого на 30-ом Кинотавре, минуя все призы и награды, всё же медленно и очень-очень тихо добрался до российского проката. Особо ни на что не претендуя, Тодоровский впервые за последние годы сделал хорошее кино в своей карьере, сняв самую личную и близкую к себе самому картину. Погрязший в академических и сугубо фестивальных низкосортных крупных проектах, режиссёр при помощи «Одессы» поворачивается в сторону авторского кино, рассказывая историю простого народа в изолированной из-за холеры в 1970-ом году Одессе, в которой карантин лишь катализатор для стремления человека к свободам, к тому, что раньше было под запретом.

Сразу же стоит отметить важный аспект: Тодоровский не стремился снять кино о себе и, хоть режиссёр родом из Одессы, «Одесса» - это не автобиография, а набор воспоминаний, аккуратно вписанных в придуманный оригинальный сценарий с вымышленными персонажами и событиями на фоне реальной эпидемии 70-х годов. При этом, картина не претендует на историчность, не уходит в художественную сказочность. В фильме Тодоровского огромное количество деталей, связанных с бытом людей в изолированном городе и работой властей, обеспечивающих защиту элитарной прослойке населения и имеющих разрешение на огонь на поражение по потенциальным бунтарям из народа. Но режиссёр грамотным образом выстраивает историю не вокруг холеры и карантина, а на небольшой группе людей, проживающих в Одессе.

В городе наступил самый жаркий курортный сезон, его наводнили туристы, среди которых журналист-международник Борис (Евгений Цыганов), приехавший в Одессу вместе со своим сыном Валеркой проведать своих родных - тестя, тёщу и их двух дочерей. Но внезапная вспышка эпидемии со всеми вытекающими из этого событиями, из-за невозможности уехать вынуждают Бориса остаться в городе со своей семьёй, о которой, как выясняется позже по сюжету, и он, и они сами мало чего знают. Дабы сохранить общий умиротворённый дух фильма Тодоровский почти целиком исключил такую вещь из истории, как смерть - о ней говорят, но она проходит мимо персонажей. Разговоры о смерти становятся причиной, почему вдруг вскрываются семейные тайны, переворачивающие семейный очаг вверх дном.

Главное достоинство «Одессы» - это его актёрский состав. В нём хватает как и именитых деятелей культуры, так и известных в СНГ представителей актёрской профессии, а также и молодых дебютантов в большом кино. Сложно сказать, что именно сделал Тодоровский со своими артистами на площадке, но они все на удивление живут в образах, придуманными режиссёром. Обобщённо говорить про артистов и их персонажей не получится, так как они играют на контрастах, характерах и политически-социальных взглядах друг друга, то и дело зарождая очередной конфликт, каждый из которых - маленькое шоу.

Выступивший также и продюсером картины, Ярмольник играет уже близкого к смерти человека, прожившего всю жизнь не так, как ему того хотелось бы. Как говорит его персонаж, он всю жизнь откладывал на завтра то, что можно было бы сделать сегодня, глупо пропустив её мимо себя. Но при этом герой Ярмольника мудр, так как понимает, что сегодня лучше не делать того, что завтра может сделать окружающим больно, он учится на своих же ошибках весь фильм. Леонид Ярмольник - самая яркая звезда картины, исполнивший одну из самых сильных и значимых ролей за всю свою карьеру - это факт, который просто необходимо принять как данность.

Ирина Розанова, исполнившая роль Раисы Ировны Давыдовой, тёщи Бориса, ничуть не уступает в актёрском мастерстве своему коллеге Ярмольнику. Сыгравшая закоренелую еврейку Розанова особым образом готовилась к своей роли, репетируя из раза в раз и проговаривая реплики своей героини на идише с правильным произношением. Что касается характерного одесского говора, то конкретно его проработкой Тодоровский занимался с особой тщательностью. Лучше всех со своим речевым аппаратом поработала именно Розанова, изменившаяся благодаря нему до неузнаваемости. Отдельного поклона достойны очень качественный старческий грим и специфичный, визуально больной, язык тела пожилой женщины, не способной молчать о насущных проблемах в семье.

Говорить про актёров в «Одессе» можно долго. Здесь и как всегда очаровательный Евгений Цыганов, ворующий всё внимание зрителей на себя, и обеспокоенная всем на свете Ксения Раппорт с Евгенией Брик - дочери персонажа Ярмольника, и Степан Середа, сыгравший десятилетнего Валерика. О последнем стоит поговорить отдельно от всех, поскольку Валерик единственный герой всего фильма, смотрящий за всем происходящим со стороны, выступая скорее в роли свидетеля, нежели участника. Здесь напрашивается очевидная параллель про то, что Валерик - это и есть Валерий Тодоровский. Режиссёр подчёркивает это не только при помощи имени, но и благодаря визуальной основе «Одессы».

Временами камера показывает мир глазами маленького Валерика, снимая портреты его родных, смотрящих прямо на зрителя через объектив, размывающий окружающий мир, фокусируя всё внимание лишь на самом главном - семье. Да и вообще, снятая на плёнку «Одесса» Тодоровского - прекрасна. Оператор с математическим расчётом двигает камеру лишь тогда, когда это смертельно необходимо, предпочитая статичную съёмку камере с плеча, используя последнее лишь в самые эмоционально яркие моменты. Что забавно, Тодоровский смог снять бесконечно красивую Одессу не в Одессе, все это из-за возникших трудностей с украинскими властями.

Сама же Одесса - это не просто изолированный обитаемый портовый город, это совершенно новый мир, отличающийся от Москвы или же Киева. Одесса - город контрастов, в нём пересекаются бескрайние природные красоты, вылизанные до блеска экскурсионные центральные улочки и грязные, больше похожие на провинциальное захолустье, жилые районы. И, конечно же, сегодняшняя Одесса далека от той очаровательной, которую запомнил по своему детству Тодоровский, воссоздавший её такой, какой он её лучше всего запомнил. Город в фильме не просто очень красивый, он живой, в каждом его дворе процветает жизнь, на каждом углу зарождается любовь, в каждой семье счастье побеждает общее горе и так далее, список можно продолжать, кажется, до бесконечности.

«Одесса» Валерия Тодоровского - кино о том, чего уже нет, о том, что давно ушло. Больше нет Советского Союза, нет предрассудков, нет ограничений в выборе, нет запретов на любовь. Картина Тодоровского в весьма смелом ключе исследует человеческую свободу, рассуждая о ней очень поэтично через призму бытовой жизни, напоминая отдалённо «Покровские ворота» с лёгким налётом набоковской «Лолиты». Смотреть получается «Одессу» легко, смешно, радостно и меланхолично-грустно одновременно, фильм пролетает на одном дыхании, энергично начинаясь, заканчиваясь менее активно, с усталостью на глазах. История, начавшаяся утром и завершившаяся на закате, идеально подходит для точного определения работы Тодоровского: «Одесса» - один из самых ярких и запоминающихся дней из жизни, воспоминания о котором приходят сами по себе в счастливые минуты.

Жанр: драма

В главных ролях:

Ирина Розанова, Евгений Цыганов, Леонид Ярмольник, Ксения Раппопорт, Евгения Брик, Степан Середа, Станислав Эвентов, Вероника Устимова

Ирина Розанова Евгений Цыганов Леонид Ярмольник Ксения Раппопорт Евгения Брик Степан Середа Станислав Эвентов Вероника Устимова

Год: 2018
Режиссер: Валерий Тодоровский
Страна: Россия
Сценарий: Максим Белозор, Дмитрий Иванов
Продюсер: Леонид Ярмольник, Валерий Тодоровский, Анастасия Бирюкова
Оператор: Роман Васьянов
Композитор: Анна Друбич
Художник: Владимир Гудилин, Александр Осипов
Монтаж: Алексей Бобров
Бюджет: 300 000 000 руб.
Сборы в России: $1 224 221
Премьера (мир): 6 сентября 2019
Премьера (РФ): 5 сентября 2019, «WDSSPR»
Возраст: зрителям, достигшим 18 лет
Продолжительность: 130 мин. / 02:10

Рейтинг КиноПоиск: 6.800 (1985)
Рейтинг IMDB: 6.40 (56)

Комментарии для сайта Cackle
Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!

Одесса (2018) смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве!