Труппа (2003)

 Похожие фильмы:
   Нэшвилл (1975)      МакКейб и миссис Миллер (1971)      Короткий монтаж (1993)      Контракт (2005)      Джентльмены предпочитают блондинок (1953)      7 дней и ночей с Мэрилин (2011)  

Труппа (2003)

0

  Начался новый творческий сезон. Многообещающее содружество молодых танцоров опять собирается под крылом Альберто Антонелли, гениального начальника труппы, славящегося своей безжалостной требовательностью к артистам.

Впереди месяцы упорного труда, выматывающих репетиций, боли и уныния. Талантливая танцовщица Рай знает, что может стать солисткой в новой экстравагантной постановке «Синяя Змея». Но сумеет ли она и ее друзья выдержать громадное напряжение, чтобы единожды создать на сцене незабываемое зрелище?

 Генетически связанный с театром, кинематограф внимателен к теме человека на сцене. Музыканты, актеры, спортсмены, гладиаторы, цирковые исполнители становились героями не только многочисленных байопиков и производственных драм, но даже триллеров и боевиков. «Труппа» Роберта Олтмана, в непринужденной манере повествующая о рождении балетного спектакля из пота на репетициях, вынужденных замен, обид, бытовых случайностей и воли худрука Альберто Антонелли (Малькольм Макдауэлл), сплавляющей танцоров, костюмеров и светотехников для осуществления новой постановки, встраивается в ряд высказываний именитых кинорежиссеров о людях, работающих на сцене.

От начальных титров, переливающихся всеми цветами побежалости на фоне футуристического балета, до самого финала Олтман раскачивает «Труппу» в волнообразном ритме, «поднимаясь» на сцену с отточенными, выстроенными до мелочей шоу чикагского балета «Джоффри» и «спускаясь» в зазеркалье репетиционных залов, где вдоль станков синхронно движутся танцоры в тренировочных костюмах и гетрах. Каждый раз по-иному человеческая фигура заполняет пустое, сопротивляющееся вторжению живого тела пространство, мышцы под облегающим трико напрягаются и опадают в такт ультрасовременной музыке, или восточному мотиву, или фламенко. Струи света софитов следят за танцорами, перечеркивая зеркало огромной театральной сцены и помогают лентам и сплетенным рукам соединить разрозненные атомы - двигающихся человечков.

Чередование белых страниц репетиций и ярких картинок с феерическими шоу нанизано на историю рядовой танцовщицы Лоретты Райан. Лоретту сыграла Нив Кемпбелл, по рассказу которой Барбарой Тернер написан сценарий «Труппы». Райан, расставшаяся с бойфрендом незадолго до описанных в фильме событий, в паузе между изнурительными буднями, проживаемыми в бело-зеркальном репетиционном зале, знакомится с поваром (Джеймс Франко). В ногу с налаживающейся личной жизнью идет и карьера Лоретты: ценой чужой ошибки она становится одной из ведущих исполнительниц Чикагского балета, в финале уступая из-за травмы место другой танцовщице, тем самым становясь очередной ступенью для вздымающейся вверх сюжетной волны. Смысловые акценты в кардиограмме действия расставлены точно и неприметно: история восхождения танцовщицы, триада на понижение - репетиция-шоу-пародия, вспомогательные линии новичков коллектива и его примы, творческие поиски балетмейстеров, чьи слова подчас противоречивы и непонятны участникам труппы.

Олтман позволяет рабочему процессу стать главным действующим лицом, устранив впечатление скомпонованности кадра и «подстроенности» сцен. Камера постоянно находится в движении, «танцует» на свой лад вместе с труппой. Вкрадчиво-короткий монтаж стремится ухватить все оттенки действа. Сумки, брошенные на сцене во время финального прогона, недоеденный обед на столе худрука, техник проходит перед камерой, подглядывающей из-за кулис на фантастическую постановку о зарождении мира, - блестки случайности, подмешанные Олтманом к биению сюжетных волн, проникают из большого мира в кадр и на сцену, координируя пульс замкнутых сценических пространств с биением жизни вовне.

Приближаясь к берегу финальных титров, волна рассказа о Чикагском балете нарастает девятым валом - премьерой космогонической «Голубой змеи», оформленной в духе кубофутуристического Босха. Каждый танцор, вновь рассказывая изначальный миф, со-участвует в поддержании космического ритма - пульса великого Шивы, в жилах которого бежит и кровь, и вода, и свет, записанный Олтманом на пленку.

------
И ещё один повод завязать вечный спор между приверженцами аскетичного реализма и приукрашенного вымысла... Все, кто положительно отзываются о фильме, так или иначе ставят в заслугу режиссёру отсутствие художественных допущений и чётких сюжетных линий. Да, балет - это не просто милые танцульки, это изнурение своего тела голоданием и тренировками, это ежедневный риск получить серьёзную травму, это ночёвки на съёмных квартирах разной степени паршивости. Да, жизнь не предлагает завершённых историй со вступлением, кульминацией и развязкой, она просто идёт своим чередом, часто без какой-либо логики или выверенной структуры. Но прежде чем переносить на экран сырьё существования, принято спрашивать себя - а зачем, собственно?

Роберт Олтмен предпочёл не мудрствовать лукаво, не раскладывать на множители сутолоку дней, не выискивать тайные движущие силы в процессе становления профессиональных танцоров. «Меня не интересуют истории, - отмахивается он в интервью. - Меня интересует поведение людей в конкретных ситуациях». По его велению камера скользит над местом действия, словно в он-лайн стратегии, охватывая общую расстановку сил, но не приближаясь ни к одному из персонажей ближе, чем на полметра. Мы слышим обрывки диалогов, видим наброски отношений, пытаемся осмыслить разрозненные наставления тренера и собрать воедино все танцевальные номера. Но без толку. В этой игре нет героев, есть только безликие статисты, подменяющие друг друга по безжалостному велению случая. На сороковой минуте просмотра вдруг понимаешь, что фильм так и не начался, что одно па сменяется другим не искусства и даже не упражнения ради. Просто заводная балерина крутится вокруг своей оси, пока играет музыка, и значит, так надо.

Но режиссёр забыл, что сердце зрителя открывается не золотым ключиком, а сопереживанием. В «Труппе» нет людей, нет личностей, следовательно, нет мыслей и эмоций. Основная сюжетная нить (танцовщица влюбляется в официанта и строит свою карьеру) слишком тонка, чтобы сшить воедино полудокументальную закулисную хронику и профессиональные показательные выступления. Последние занимают около трети фильма, но существуют словно отдельно от него. Номера никак не связаны ни друг с другом, ни с сюжетом. Они появляются, как реклама, в перерывах между тренировками и бытовыми сценами. С одной стороны, красиво отснятые, они должны были стать тем эмоциональным мостиком к истории... Но тут мы вспоминаем, что Олтмена не интересуют истории. Кажется, что картина вообще снималась без сценария, и актёров просто попросили вести светские беседы, пока взрослые дяди бегают вокруг них с камерами и кричат «Мотор!» Даже героиня Кэмпбелл затерялась в массовке: её не видно за костюмом, не слышно в общем гаме в гримёрке, не заметно в романтических сценах. Она - та самая хрустальная балерина, которой не суждено крутиться вечно.

Вполне логично, что танцоры, посмотревшие «Труппу», если не останутся в восторге, то, во всяком случае, оценят суровый реализм постановки. Для них каждая брошенная фраза - как кость голодной собаке, каждая сцена - напоминание о том, что было. Но далеко не каждый зритель может опереться на собственный опыт, чтобы достроить в голове то, что у Олтмена проскальзывает мимоходом. И если целью было отобразить конвейерный и безжалостный процесс создания искусства, то где, собственно, искусство? Где то, что движет людьми заклеивать мозоли, надевать пуанты и оттачивать движения, пока душа не превратится в щепу? Разве самоотречение не больше достойно внимания, чем безразличный к человеческим судьбам рок? И почему бы не попытаться понять в этой жизни хоть что-то? Ведь истории рассказывают не потому, что они правдивы, а потому, что это хорошие истории.

Жанр: драма, мелодрама, музыка

В главных ролях:

Нив Кэмпбелл, Малкольм МакДауэлл, Джеймс Франко, Барбара Э. Робертсон, Уильям Дик, Сьюзи Кьюсак, Мэрилин Доддс Фрэнк, Джон Лордан

Нив Кэмпбелл Малкольм МакДауэлл Джеймс Франко Барбара Э. Робертсон Уильям Дик Сьюзи Кьюсак Мэрилин Доддс Фрэнк Джон Лордан

Год: 2003
Режиссер: Роберт Олтмен
Страна: Германия, США
Оригинальное название: The Company
Сценарий: Барбара Тернер, Нив Кэмпбелл
Продюсер: Роберт Олтмен, Джошуа Астрачан, Нив Кэмпбелл
Оператор: Эндрю Данн
Композитор: Ван Дайк Паркс
Художник: Гари Боф, Крэйг Джексон, Сьюзэн Кауфман
Монтаж: Джеральдин Перони
Бюджет: $15 000 000
Сборы в США: $2 283 914
Сборы в мире: + $4 117 776 = $6 401 690
Премьера (мир): 8 сентября 2003
Премьера (РФ): 13 ноября 2003, «Парадиз»
Возраст: для любой зрительской аудитории
Зрители: США - 316.9 тыс., Италия - 222.3 тыс., Франция - 180.6 тыс.
Продолжительность: 112 мин. / 01:52

Рейтинг КиноПоиск: 5.852 (458)
Рейтинг IMDB: 6.40 (5770)

Комментарии для сайта Cackle
Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!

Труппа (2003) смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве!