Гонка века (2018)

 Похожие фильмы:
   Все деньги мира (2017)      Страница 8 (2011)      Претендент (2000)      Айрис (2001)      Король говорит! (2010)      Дорога перемен (2008)  

Гонка века (2018)

+2

  В 1968 г. английский яхтсмен-любитель Дональд Кроухерст, заложив все свое состояние, решил осуществить мечту всей жизни, совершив в одиночку опасное кругосветное странствие в рамках гонки за приз газеты Sunday Times. Вскоре после отплытия он понял, что это соревнование ему не выиграть, и задумал абсолютно безумную авантюру.

 Много значений у слова «Mercy» - тут тебе и милосердие, и счастье, и прощение, и удача, и даже благодать. И ни одно из них без просмотра фильма толком не вяжется к яхте - ни выбленочным, ни брам-шкотовым, ни рыбацким штыком. И снова по пути наименьшего сопротивления и наибольшей коммерциализации новое название привязывается к фильму по смыслу и на бантик - «Гонка века».

1967 год. Британия встречает своего героя Фрэнсиса Чичестера, завершившего одиночное кругосветное плавание с единственным заходом в порт Сиднея. Лондонская газета Sunday Times объявляет новую, более лучшую кругосветную регату с двумя крупными призами: для самого первого и для самого быстрого (как ни странно на первый взгляд, это не одно и то же). Условие: выйти в море до 31 октября 1968 года, вообще не касаться суши и не получать сторонней помощи.

Дональд Кроухерст, для знакомых Дон, владелец переживающей не лучшие времена компании «Electron Utilisation», житель города Тейнмута, отец троих детей и муж одной жены, заражается идеей и заражает ей парочку спонсоров и журналистов. Он обещает выдавать на лично усовершенствованном тримаране невиданную среднюю скорость в 9 (а то и все 15) узлов. Почему бы не слишком опытному благородному Дону не сразиться и не победить? Несмотря на проволочки и недоработки, 31 октября Дон надевает жёлтый дождевик и под улюлюкание немногочисленной толпы (Тейнмут - небольшой городок) ступает на борт. Уж мы-то после романа Стивена Кинга «Оно» знаем, что запускать кораблик в жёлтом дождевичке - очень плохая идея. Но до того, как мир узнает историю малыша Джорджа Денбро, ещё целых 18 лет, и Дональд Кроухерст поднимает парус.

Вопрос, справится ли Колин Фёрт с большой соло-ролью, закономерен. Даже не забывая об оскаре за «Король говорит», мы привыкли воспринимать Фёрта скорее как красавца-мужчину, чем как великого актёра. Ответ на этот вопрос: «в целом да». Мелким шрифтом после звёздочки добавим, что «Гонка века» - это не «Изгой»: она и на 40 минут короче, и главная роль не так ярко выражена - в сценах на яхте герою помогают флешбеки и внутренний закадровый голос. Задача актёра была не просто необычная для фильмов о спортивном или околоспортивном преодолении, а даже обратная. Колин воплотил образ энтузиаста, стремительно теряющего веру.

Дон Кроухерст, во всяком случае, кинематографический - не слишком решительный человек, и его жена научилась восхищаться тем, что он «способен передумать». Но мечтают не только мачо. А мечты, по словам не гнушающегося афоризмов Дона - это семена действий. Из семян Кроухерста выросла авантюра. За месяцы подготовки он, безусловно, понял это сам, в последний момент уняв гордость и почти приняв крушение мечты, но не найдя сил разрушить обязательства (условия договора с главным спонсором никак не подразумевали отказа). Иногда наступает момент, когда ничего не помогает - ни слова, ни даже дела. Обстоятельства набирают силу, и эта сила становится непреодолимой.

Уже на второй день гонки Дон (здесь мы немного перефразируем известную в узких кругах шутку), обнаруживает, что быть яхтсменом-одиночкой ему больше не хочется. Он блюёт за борт, режет ладони и вычёрпывает зачёрпнутую судном воду. Следующая известная цитата будет точной: «как вы яхту назовёте, так она и поплывёт». В погоне за тремястами фунтами от родного муниципалитета Кроухерст называет тримаран «Teignmouth Electron», и тот плывёт соответственно, скучно и медленно, скрипя, подтекая прокладками и не желая становиться круче 60 градусов к ветру. Подталкиваемый одиночеством (всего он провёл в море 7 месяцев) и отдавшись на волю безумной идее, Дон сваливается в отчаяние. Колин Фёрт небезуспешно старается его изобразить, а помогают ему на этот раз растрёпанные волосы и клочковатая борода (бегающие глазки - это уже он сам). А потом Дон скользит ещё глубже.

Идея экранизировать такую нестандартную историю кажется смелой для коммерческого кино. Даже слишком смелой для больших студий. В результате производством занялась BBC, и конечный продукт визуально выглядит чуть мелковатым для больших экранов: как будто какая-нибудь знаменитая бибисишная документалка, только уже к шестой серии, когда все немного устали. Или как т. н. dramatization реальных событий. Фильм «Вселенная Стивена Хокинга», который тоже снял Джеймс Марш - гораздо более киношное кино. Хотя и в документалистике Марш отличился: «Человек на проволоке» - его рук дело.

Зато BBC хорошо сказалась на Рэйчел Вайс, сыгравшей жену Кроухерста. Рэйчел и так дама интересная, а сквозь тёплые британские фильтры она выглядит почти как мумия, то есть, почти как в «Мумии», будто и не было этих девятнадцати лет. Красивая, грустная, играет хорошо и случайную речь проникновенно в финале говорит - прелесть что за Рэйчел.

Выбрав для просмотра «Гонку века», зритель узнает не только глубину пропасти, в которую может угодить завравшийся, задолжавший, одинокий и отчаявшийся яхтсмен-любитель. Кроме ревущих сороковых широт, он (зритель, а не яхтсмен, яхтсмен уже знаком) близко познакомится с лошадиными широтами, ближе к концу поймёт, что неспроста в оригинале фильм называется «The Mercy», а также выслушает ещё парочку простых духоподъёмных афоризмов. «Люди не рождаются необычными, - говорит Дональд Кроухерст, - люди решают сделать что-то необычное». В чём, в чём, а в необычности этой истории точно не откажешь.

------
«Мечты - это семена поступков», утверждает Дональд Кроухёрст, и он знает, о чём говорит. Просидев большую часть жизни в своём уютном городке где-то в Англии, придумывая такие нужные, но почему-то непродаваемые приборы, призванные заметно облегчить нелёгкий путь моряка, он наконец принимает, пожалуй, самое важное в своей жизни решение. Его место в море! Он построит самую быстроходную на свете яхту, оснащённую по последнему слову техники, и в одиночку обойдёт вокруг всего земного шара в рамках участия в так вовремя подвернувшейся под руку регате! А заодно существенно улучшит материальное положение семьи, прославится на весь мир и докажет самому себе, что способен на гораздо большее, нежели бултыхание по выходным в местном пруду. Однако на практике всё оказывается куда сложнее, и вот уже Дональд болтается где-то посреди Атлантического океана, безнадёжно отставая от своих соперников, и отчаянно пытается придумать способ выхода из непростой ситуации, ведь на карту поставлено абсолютно всё.

Мистера Кроухёрста можно назвать прохиндеем, жуликом, аферистом, но никак не героем. Не имея никакого практического опыта управления судном в открытом море, он, тем не менее, пошёл на авантюру с участием в регате, не считаясь с возможными последствиями вроде потери дома и собственного дела. Осознав всю бесперспективность затеи, он попытался подделать данные о своём путешествии, делая себе имя обманом и подлогом. А когда стало ясно, что держать ответ всё равно придётся, он так и не нашёл в себе сил нести ответственность за то, что натворил. История, безусловно, поучительная, но отнюдь не героическая. Однако Джеймс Марш считает иначе. Домысливая фразу из дневника незадачливого яхтсмена, режиссёр ничтоже сумняшеся выстраивает собственную версию событий, которая, безусловно, имеет право на существование, но в качестве киновысказывания удивительно невнятна и невразумительна.

Поначалу можно просто наслаждаться отличным кастом, романтичными тёплыми оттенками минувших шестидесятых и мечтательным, устремлённым куда-то за горизонт, взглядом Колина Фёрта. Дух того авантюризма, который заставил Тура Хейердала выйти в океан на плоту, не то чтобы чувствуется, но его смело можно додумать. Сочетание заранее известного финала и старательно рисуемой красивой картинки интригует, так что и на заикающийся монтаж внимание обращать необязательно. Сказка кончается довольно быстро, где-то между приступами рвоты страдающего от морской болезни Дональда и его беспомощными попытками освоить навигацию практическим путём. История о [не]сбывшейся мечте разбивается о простую человеческую глупость и надежду на «авось», а педалирование темы денег и несчастья семьи, оставшейся без любимого отца, мужа и кормильца в одном лице не позволяет оправдать поступки [анти]героя желанием исполнить наивное желание юности или жаждой приключений.

Настойчивое (и непонятное) стремление режиссёра раскрасить своего персонажа одной краской настолько диссонирует с происходящим на экране, что в какой-то момент заявленная драма начинает восприниматься комедией абсурда. Колин Фёрт честно отыгрывает отчаяние, растерянность и лёгкие признаки начинающегося сумасшествия, однако узнать, было оно вызвано муками совести или белой горячкой на фоне неумеренного потребления Дональдом хереса где-то у берегов Аргентины, не представляется возможным. А Рейчел Вайс довольно убедительно изображает любящую жену и трезво смотрящую на жизнь женщину, от чего финальная пламенная речь с обвинением во всех смертных грехах журналистов, освещающих события, кажется особенно неожиданной и нелогичной.

Наверное, это была попытка наглядно продемонстрировать банальную истину о наличии двух сторон у медали, но, увы, неудачная. Для того, чтобы убедить зрителя в том, что чёрное - это белое, Маршу не хватает внутренней уверенности в собственной правоте, в результате чего фильм получается почти автобиографичным. Старание закамуфлировать истинное (и демонстрируемое!) положение дел псевдофилософскими размышлениями о космических существах и благодати вкупе с насаждением семейных лжеценностей смотрятся несуразно и только усиливают впечатление общей, режиссёрско-сценарно-монтажёрской, беспомощности. Выставить Кроухёрста страдальцем не выходит, героя из него тоже не получается, и в результате фильм Марша остаётся в памяти лишь крайне нерациональным использованием отличного каста и случайно вылупившейся в финале моралью: за каждым запомнившимся своим поступком авантюристом стоит верящая в него женщина.

Жанр: драма, биография

В главных ролях:

Рэйчел Вайс, Дэвид Тьюлис, Колин Фёрт, Марк Гейтисс, Женевьев Гонт, Эндрю Бакан, Джонатан Бэйли, Кен Стотт

Рэйчел Вайс Дэвид Тьюлис Колин Фёрт Марк Гейтисс Женевьев Гонт Эндрю Бакан Джонатан Бэйли Кен Стотт

Год: 2018
Режиссер: Джеймс Марш
Страна: Великобритания
Оригинальное название: The Mercy
Роли дублировали: Наталья Грачёва, Алексей Войтюк, Игорь Тарадайкин, Василий Дахненко, Андрей Вальц
Сценарий: Скотт З. Бёрнс
Продюсер: Грэм Бродбент, Скотт З. Бёрнс, Питер Чернин
Оператор: Эрик Готье
Композитор: Йохан Йоханнссон
Художник: Питер Френсис, Джон Хенсон, Том Кокрейн
Монтаж: Джинкс Годфри, Джоан Собель
Сборы в России: $315 920
Премьера (мир): 6 февраля 2018
Премьера (РФ): 22 марта 2018, «Экспонента»
Возраст: зрителям, достигшим 16 лет
Продолжительность: 112 мин. / 01:52

Рейтинг КиноПоиск: 6.430 (844)
Рейтинг IMDB: 6.10 (798)

Интересные факты о фильме: Фильм основан на реальных событиях.
------
Изначально роль Клэр - жены Дональда Кроухерста - обязана была выполнять Кейт Уинслет.

Комментарии для сайта Cackle
Поиск торрент раздач, пожалуйста подождите!

Гонка века (2018) смотреть бесплатно онлайн в хорошем качестве!